Ас с моринхуром. Как умелец из Бурятии создает музыкальные инструменты О талантливом мастере Баире Цыденове.

Культура 5 ноября 2022, 13:11 6712
Ас с моринхуром. Как умелец из Бурятии создает музыкальные инструменты
Фото: соцсети Баира Цыденова

Одна из монгольских легенд гласит, что, после того как злой хан убил любимую белую лошадь мальчика Сухэ, ее дух явился к нему во сне и велел сделать музыкальный инструмент из ее тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Мальчик сделал моринхур из останков его коня и, вероятно, стал предшественником других мастеров, которые прославили инструмент среди других людей. Одному из таких мастеров – Баиру Цыденову посвящен следующий материал.

Бурятский Челентано

Баир Александрович уверен, что талант к музыке и столярному делу к нему перешли от его родных. Его дядя  Эрдэни Цыденов – известный бурятский скульптор, создавший монументальную скульптуру «Мать Бурятия», барельеф, украшающий театр Бурятской драмы и другие, не менее знаменитые работы. Дедушка нашего героя умел изготавливать различные предметы из дерева. Когда Баир Александрович учился в 6-м классе, он стал доверять внуку ключ от мастерской и шкафа, где хранились столярные инструменты. Вспоминая, как с ними обращался дед, мальчик начал делать для себя пистолеты, автоматы, клюшки и санки.

Кроме того, благодаря отцу Баиру Александровичу с детства нравилась музыка. Когда мужчина купил сыну гармошку, тот практически сразу научился на ней играть. Спустя время отец купил гармонь побольше. Баир Александрович со смехом рассказывает, что так начался его первый «калым».

- Я подрабатывал на детских елках, подыгрывал танцующим одноклассницам, а потом стал ездить с коллективами по бригадам и животноводческим точкам, там мы выступали с концертами, - вспоминает он. - Позже  освоил игру и на других инструментах: баяне, чанзе, гитаре и пианино. Смотрел, как играют другие, к тому же спрашивал у старших. Так и научился.

Пока одноклассники после окончания школы думали над тем, в какой вуз поступить, перед нашим героем стоял другой вопрос – как попасть в народный студенческий ансамбль «Байкальские волны», который в то время базировался на базе педагогического института, а ныне  БГУ. Недолго думая, Баир Александрович поступил на биолого-химический факультет, так как эти предметы хорошо давались ему в школе, и в первый же день учебы пошел на репетицию ансамбля.

- Пока старшие репетировали на сцене, я тихонько играл на пианино. Позже они обступили меня, спросили, что умею. Я сыграл индийские и итальянские песни. После этого товарищи окрестили меня «Челентано». Также однажды у нас проводился конкурс между ансамблями сельхозинститута и нашим. Устроили соревнование, кто больше всех сыграет на музыкальных инструментах. Для нас собрали около 16 инструментов. И пока каждый соперник играл на каком-то одном, я смог сыграть на всех сразу. За этим наблюдал ректор и назвал меня «Человек-оркестр». Так и закрепилось – одна половина института называла меня «Челентано», а вторая – «Человек-оркестр».

235 струн

Окончив институт в 1993 году, Баир Александрович попал по распределению в Оронгойскую школу. Завуч по воспитательной работе, заметив талантливого сотрудника, посоветовал ему поучаствовать в конкурсе «Дангина. Гэсэр», где наш герой с легкостью взял Гран-при.

- У нашего учителя музыки в сарае лежал старый моринхур. Я даже не знал, как на нем играть, но взял его в руки, покрутил, попробовал и сам научился. Мне очень понравился звук. На тот момент я умел играть на 16 инструментах, моринхур стал 17-м.

По его словам, в 90-х годах в Бурятии люди повально начали переходить в шаманизм и буддизм. Наш герой не стал исключением. Однажды, поехав в Усть-Орду, он узнал, что местному шаману нужен моринхур для обряда. Инструмент Баир Александрович сделал на скорую руку из фанеры и без головы. Но, тем не менее, изготовленный моринхур стал отправной точкой для творчества.

- Позже я начал делать инструменты и с головами. Первая получилась между собакой и ослом, но потом я научился превращать ее в голову коня, - рассказывает он. - Моринхур - единственный на нашей планете инструмент, выполненный из натурального сподручного материала. Он считается самым древним прародителем всех смычковых и струнных инструментов и имеет две струны. Когда зажимаешь шесть кнопок на баяне или шесть струн на гитаре, то их звук не сравнится со звуком моринхура. На первой струне инструмента находится 105 волос, а во второй 130, итого 235 струн одновременно вибрируют с отклонениями частот в сотые доли герц, незаметных уху человека. Они дают мощную вибрацию, делая внутриклеточный массаж. Особенно сильно это чувствует играющий моринхурист. Человек, взявший единожды этот инструмент, никогда не расстается с ним. После таких ощущений хочется играть и играть.

Несколько деревьев в одном инструменте

Сегодня Баир Александрович изготавливает домры, чанзы, а однажды даже сделал электрогитару в бурятском стиле со звучанием, похожим на чанзу. Однако самым сложным, но в то же время интересным в изготовлении инструментом для мастера остается моринхур. Все они создаются для разных целей, отсюда и различный выбор материалов.

- Есть ученические, концертные, подарочные, Я постоянно работаю над звуком, поэтому вариантов очень много, все они зависят от древесины и струн. Обычно я использую березу, ель, сосну, бук и ясень. Например, для учебных больше подходит таежная ель, она более органична, звук можно услышать даже через кожу. Концертные я делаю из более твердых пород – березы и бука. Струны изготавливаю из конского волоса, их звучание зависит от породы коней и пола. Я могу придать инструменту любой звук, который захочу.

Как рассказывает мастер, моринхур состоит из грифа, корпуса и колков. В основание грифа Баир Александрович добавляет декоративную деталь в виде гутула как дань уважения предкам, которые носили эту обувь с загнутым носком, чтобы не нанести вред плодородному слою земли. Также у инструмента есть верхняя резонансная дека - отверстие в виде коня, очертания Байкала или лебедя. К слову, верхнюю и нижнюю деки мастер может изготовить из ели, а боковые – из кедра или сосны. Также на инструменте есть соелто – подставка для струн. Обычно Баир Александрович делает ее из твердых пород дерева – бука или дуба, так как этот элемент закрепляет струны. Гриф проходит сквозь корпус и снизу струны обязательно закрепляются.

- Тонкие струны я делаю из кобыльего хвоста, толстые - из хвоста жеребца. Смычок обычно изготавливаю из легких пород деревьев, например  из сосны, а иногда делают его из веток вербы, конского волоса и кожи.

Прославить бурятскую культуру

Баир Александрович не только изготавливает моринхуры, но и активно пропагандирует игру на этом музыкальном инструменте. В прошлом году он работал преподавателем столярного дела в «Фонде здоровья Бурятии», где занимались развитием и поддержкой особенных детей. Наш герой обучал всех желающих, в том числе и детей с аутизмом, игре на моринхуре. После того как фонд закрылся, Баир Александрович стал преподавать в Колледже искусств народов Забайкалья.

Сегодня у мастера и музыканта есть ученики из Бурятии, Иркутской области и Агинского округа. Параллельно с этим вместе со своим одноклассником он открыл мастерскую в Нур-Селении, куда приглашает всех желающих учиться игре на моринхурах.

- У нас в Бурятии нет играющих мастеров, кроме меня. У меня есть мечта, чтобы нас стало больше. Хочется, чтобы в каждой семье Бурятии был моринхур, но три человека за всю свою жизнь не успеют обеспечить и сотую часть населения. Поэтому я решил обучать людей создавать моринхуры. Могу приехать по приглашению в любой район на 4 - 5 дней и показать мастер-классы по изготовлению, настройке и азам игры. Если в районах будут свои мастера, то и цена их станет приемлема для простого народа.

Фото: соцсети Баира Цыденова

Копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора
Автор:
3 мая