Бурятский батор повторил подвиг Матросова В августе 1945-го учитель начальных классов из улан-удэнской школы закрыл собой амбразуру пулемета, спас товарищей и обеспечил выполнение боевого задания.

Общество 22 июня 2022, 16:24 4630
Бурятский батор повторил подвиг Матросова
фото: СОШ № 41 г. Улан-Удэ

В этом году родные Иннокентия Баторова и общественность отметили памятную дату — 100 лет со дня рождения героя.

Он ушел на фронт в самом начале Великой Отечественной и погиб после победного мая в бою с японскими самураями. В августе 1945-го учитель начальных классов из улан-удэнской школы закрыл собой амбразуру пулемета, спас товарищей и обеспечил выполнение боевого задания. Ему было всего 23 года.

«Бурятский Матросов» Иннокентий Баторов приехал в Улан-Удэ из маленького улуса Заходы-Корсунгай Аларского аймака, теперь это Нукутский район Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Выходец из простой деревенской семьи, за плечами — семилетка, работа в колхозе и курсы учителей. Школа № 41 (тогда 66-я) на ПВЗ была четырехлетней, деревянной. 19-летний Баторов в ней работал на двух должностях — учителем и делопроизводителем.

Старое здание школы, где работал Иннокентий Баторов

В школьном архиве сохранилась книга приказов с записью от 7 января 1941 года: «Назначить на работу делопроизводителя школы товарища Баторова с окладом содержания в месяц 200 рублей». Но уже через полгода, почти сразу после начала войны, Иннокентий Баторов покидает школу. Об этом свидетельствует второй школьный приказ, подписанный директором школы Галиной Мышевой: «Делопроизводителя Баторова освободить с 26 июля от работы в связи с уходом в ряды РККА».

Школьный приказ об освобождении Баторова от работы в связи с уходом в ряды РККА 

 

Автомат — с закрытыми глазами!

Иннокентий Баторов попал служить на Забайкальский фронт, сдерживавший милитаристскую Японию, в мотострелково-пулеметный батальон 205-й танковой бригады. Благодаря личным качествам был назначен парторгом. Увлеченно изучал военное дело, отличался на стрельбах, мог положить все пули в «девятку» и «десятку». Об этом свидетельствует военный корреспондент, писатель, полковник в отставке Алексей Котенев, посвятивший десантнику Баторову очерк «Подвиг паторга». В 1942 году Баторова как лучшего бойца приняли в партию.

«Когда Баторова спросили, как он понимает долг коммуниста, тот сразу ответил: «То есть во всем впереди!» и всегда строго соблюдал это правило — был впереди и на стрельбах, и на учениях, и в трудных походах,  - пишет Котенев. -  За ним тянулись товарищи, и Баторов вел их за собой, преодолевая трудности боевой учебы... Разговорчивый, весёлый, он всегда находился среди бойцов, быстро сближаясь с ними».

Описывает Котенев и такой эпизод. «Вокруг стола для чистки оружия собрались воины. В центре Баторов с автоматом в руках. Глаза у него закрыты. По команде начинает вслепую разбирать и собирать автомат. Быстро и четко. Секундная стрелка не успела обойти круг циферблата, а детали автомата уже разложены на столе. Еще несколько секунд — и автомат собран. Послышался восторженный шум: «Вот это виртуоз! Циркач, да и только!». Баторов оглядел десантников, сказал: «Это нам не для цирка надо. Вы же знаете, бой может быть и ночью. А вдруг задержка какая — песок попал в магазин, патрон заклинило. Лампу будешь зажигать? Или ждать, пока солнышко взойдет?».

 

Сбежал из госпиталя к своей роте

Ранним утром 9 августа 1945 года войска Забайкальского фронта пересекли государственную границу и перешли в наступление на широком фронте с целью разгромить в Маньчжурии японскую Квантунскую армию. В рядах советских войск был и Иннокентий Баторов. Учителю английского языка и руководителю музея школы № 41 Елене Копориной и ученикам удалось найти показательные воспоминания однополчанина о Баторове: «Когда часть, в которой служил Иннокентий, стала грузиться в эшелон, чтобы направиться к месту боевых действий, Баторов лежал в госпитале - приболел немного. Не захотел, чтобы часть ушла без него, сбежал из госпиталя и присоединился к роте».

После трудного марша ожесточенные бои развернулись на подступах к Хайлару, в котором засели 200 тыс. японских солдат. 205-й танковой бригаде необходимо было преодолеть горный хребет Большой Хинган и затем пройти через Хайларский укрепрайон. Сделать это было очень непросто -  противник использовал кочующие пушки, которые не удалось подавить танками, а с тыла к вражеским орудиям мешал подойти сильный огонь из узла сопротивления, располагавшегося на горе Оботу. Продвижение советских войск остановилось.

 

«Ловко подбирался к доту, держа перед собой клубок перекати-поля...»

 Подвиг Иннокентия Баторова по горячим следам описал на бурятском языке Арсалан Жамбалон, корреспондент газеты Забайкальского военного округа «Суворовский натиск». Отметим, что найти роту Баторова и подготовить очерк было очень опасным заданием, ведь путь лежал через Хайлар и Чаньчунь и засады хунхузов. Однако Жамбалон смог найти сослуживцев героя и сохранить бесценные воспоминания участников боя.

Донесение о безвозвратных потерях с именем Иннокентия Николаевича Баторова было рассекречено в 2007 году 

Было ясно — пока вражеская точка на горе Оботу не уничтожена, нельзя разминировать подходы и подобраться к вражеским орудиям. Во время одной из атак на вражеский дот Баторов бежал впереди всех, а когда японский пулеметчик открыл огонь, упал в воронку от снаряда и затаился. Остальные бойцы были вынуждены отползти с высот, спасаясь от смертоносного огня. Оценив обстановку, Иннокентий Баторов решил действовать нестандартно.

«Он ловко подбирался к доту, держа перед собой серый клубок перекати-поля, который полностью скрывал его, - пишет о солдатской смекалке Арсалан Жамбалон. - Японский пулемётчик вёл огонь, не замечая грозящей ему опасности. А серый клубок подкатился к доту. В амбразуру полетели одна за другой гранаты. Два сильных взрыва потрясли утренний воздух. Десантники бросились вперед. Но через несколько секунд попадали на каменистый склон высоты: по ним снова хлестнуло свинцом. Баторов стремительно бросился на амбразуру, закрыв ее своим телом. Бойцы, потрясенные увиденным,  ринулись на вершину высоты. Теперь их не могла удержать никакая сила. Дот был уничтожен, и солдаты, не останавливаясь, пошли в новый бой.  Беззаветная храбрость героя вдохновила их на новые подвиги. Ворота на Большой Хинган открыл своей роте забайкальский Матросов — паренек из бурятского улуса, парторг роты автоматчиков сержант Иннокентий Баторов».

***

Посмертная награда — орден Отечественной войны первой степени — была вручена матери бесстрашного солдата только спустя 20 лет. Доподлинно неизвестно, что стало причиной - бюрократическая путаница, равнодушие или то, что дядя героя, проживавший в Улан-Удэ, был репрессирован. Ошибки предков предстоит исправить потомкам. На сегодня в школе № 41, откуда ушел на фронт Иннокентий Баторов, открыта парта героя, его имя носят улицы в Новонукутске, Новоленино, школа в селе Заходы Нукутского района Иркутской области, в поселке Усть-Ордынском установлена мемориальная плита. Но достаточно ли этого, чтобы увековечить память отважного и самоотверженного батора?

Фото с сайта СОШ № 41 г. Улан-Удэ и военно-исторического сайта «Память»

 

Копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора
Автор:
19 марта