В этом году исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого бурятского снайпера Семёна Даниловича Номоконова. За знание законов леса, охотничью смекалку и невероятную меткость его прозвали Таёжным шаманом. Жизненный и боевой путь героя был настолько уникальным, что нашел отражение в книгах и фильмах.
Семён Номоконов — самый результативный снайпер, имеющий отношение к Бурятии. По официальным данным, на его счету 368 уничтоженных врагов, по неофициальным - 483. Счет фашистам, а позднее японским милитаристам он вёл выжигая проволокой отметки на своей курительной трубке. За солдат ставил точки, за офицеров — крестики. И один большой крест — за высокопоставленного генерал-майора из Берлина, инспектировавшего войска. Личным оружием стрелка была трёхлинейная винтовка Мосина.
Глаз Коршуна
Семён Данилович родился в 1900 году в селении Делюн Забайкальского края. По национальности он хамниган — представитель малой народности, бурятского племени древнемонгольского происхождения. Отец с детства брал мальчика с собой в тайгу, и уже к 9 годам Семён заслужил прозвище «Глаз коршуна». В школе не учился, русский язык знал плохо, грамотой не владел, а имя Семён получил только в 15 лет, когда крестился по православному обычаю. В 18 лет женился, в 1928 году с семьёй переехал в село Нижний стан Шилкинского района. Вступил в коммуну «Заря новой жизни», работал плотником и продолжал охотиться. Семья жила тяжело и бедно, от скарлатины и других заболеваний друг за другом умерли пятеро детей и жена. Выжил только младший сын Володя. Однажды, вернувшись с промысла, охотник увидел опустевшую без жены юрту и ребенка, привязанного за ногу, чтобы не убежал.
В 1941 году уже возрастного по тем временам Семёна Даниловича мобилизовали в ряды РККА. Начинал службу на полевой кухне и на вещевом складе. Неграмотный, неторопливый и молчаливый Номоконов растерялся от военной суеты, не всегда понимал, что от него хотят командиры, а то и раздражал своей нерасторопностью, непониманием команд и манерой подолгу курить трубку. Во время бомбёжки был ранен и остался в госпитале мастерить костыли и за санитара.
Номоконов не скрывал, что он отличный охотник. Просто невысокого щуплого человека в слишком большой для него форме армейское начальство не воспринимало всерьёз. Но война всё расставила по своим местам: фашисты прорвали оборону, и во время отступления Номоконов оказался в своей стихии - в лесу с оружием в руках. Среди сапёров меткого стрелка заприметил лейтенант Иван Репин, которому было поручено комплектовать снайперский взвод. После испытания на меткость Номоконова перевели в 5-ю стрелковую роту, где уже служили буряты-снайперы Тогон Санжиев и Шагдар Кулыров. Вместе три земляка уничтожили больше 660 фашистов.
Ходил бесшумно и выманивал врагов
Старший сержант, затем старшина Семён Данилович Номоконов воевал на Валдайских высотах, Карельском перешейке, на Украине, в Литве, Восточной Пруссии, дошёл до Кенигсберга. Затем во время Советско-японской войны воевал в Маньчжурии. Служил в составе 5 фронтов, 2 дивизий, 6 полков. Был девять раз ранен, перенёс две контузии. Также работал инструктором по стрельбе, обучил снайперскому делу свыше 150 солдат. Кровью заработал пять боевых наград, в том числе орден Ленина, орден Красной Звезды и орден Красного Знамени. Наряду с Арсением Етобаевым из Иркутской области и уроженцем Тункинского района Жамбылом Тулаевым он входил в число лучших снайперов СССР. Етобаев уничтожил 356 фашистов и два самолета, Тулаев — 313 фашистов, но звание Героя СССР удалось получить только Жамбылу Ешееевичу. Зато наградной лист Номоконова начинается сразу с ордена Ленина, а это большая редкость. Кроме того, уже после войны Семёну Даниловичу присвоили звание «Почетный солдат Забайкальского военного округа», которым он очень гордился.
Сохранились описания, как ходил на задания Семён Номоконов. Насмотревшись при эвакуации госпиталя на то, как немецкие танки давили раненых, он был беспощадным, но осторожным. На войне ему пригодился весь опыт потомственного охотника на самого хитрого таёжного зверя — соболя. Номоконов знал, как бесшумно ходить и ползать, умел читать следы, устраивать «сидки», например под корнями деревьев, и терпеливо ждать. В его карманах и за поясом всегда находились верёвочки и шнуры - «настораживать» ружья, с собой были рогатины, каски и осколки зеркал, чтобы выманивать врагов, барсучья шкурка, чтобы сидеть на холодной земле. На ногах — валенки вместо тяжелых и неудобных сапог, в зубах — неизменная трубка «для спокою». В такой странной экипировке маленький снайпер действительно походил на шамана.
Слава стрелка, не знающего промаха, росла. Немцы из громкоговорителей то переманивали его на свою сторону, обещая виллы и сказочные деньги, то пытались запугать угрозами, то сулили баснословную награду за голову снайпера. Всё это только укрепляло солдата в его «дайн-тулугуй» - священной войне - с захватчиками.
Книги, фильмы, музеи
Свой боевой путь снайпер Номоконов завершил в Маньчжурии. Приказом командующего фронтом таёжному охотнику как особо отличившемуся подарили именную снайперскую винтовку, бинокль, лошадь и разрешили беспрепятственно пересечь границу. Еще раньше командир дивизии отправил Номоконову свою трубку из слоновой кости взамен старой, отцовской, разбитой выстрелом сверхметкого немецкого снайпера. Враг долго и умело охотился на сибирского шамана, но в снайперской дуэли Номоконов одержал верх - «дал прикурить».
Вернувшись домой, Семен Данилович трудился в совхозе, плотничал. До и после войны вторая супруга Марфа Васильевна родила ему пятерых детей. Старший сын Владимир, тоже снайпер, воевал с 1944 года, уничтожил 56 врагов и дошёл до Берлина. В 60-е годы Семён Номоконов вместе с семьей переехал в агинское село Зугалай, там же в 73 года герой войны умер и был похоронен.
Еще при жизни о Семене Даниловиче писали газеты, легендарному снайперу посвящали стихи, его имя звучало в сводках Советского информбюро. Писатель Сергей Зарубин написал о Семёне Номоконове документальную повесть «Трубка снайпера» (12+). Также фронтовик стал прототипом главного героя в сериале «Снайпер-2. Тунгус» (18+), снятом в 2012 году. А два года назад федеральный телеканал «Звезда» снял о Номоконове документальный фильм из цикла «Легенды армии» (12+) с Александром Маршалом, в съемках участвовали родственники прославленного стрелка.
Что касается трубки, снова деревянной - трубка из слоновой кости не уцелела, и снайперской винтовки Семёна Номоконова, то они хранятся в Чите, в военно-историческом центре «Дом офицеров Забайкальского края». Это бывший музей истории войск ордена Ленина Сибирского военного округа. Там же выставлены некоторые личные вещи и фотографии Таёжного шамана.
Подготовила Надежда Вторушина
Фото музейного комплекса «Дорога памяти», Забайкальской краевой библиотеки имени Ц. Жамцарано, военно-исторического центра «Дом офицеров Забайкальского края»