Жительница Улан-Удэ Виктория Сафронова создает японские и мексиканские маски из папье-маше и аксессуары ручной работы. Как появилось необычное увлечение масками и какой мистический смысл в нём заложен?
- Когда вы начали заниматься творчеством? Как всё начиналось?
- Около двух лет назад я увидела на «Пинтерест» тибетские обрядовые маски для мистерии Цам. Они мне очень понравились: яркие, красивые, рельефные, с множеством деталей. Полгода я хотела сделать что-то подобное, искала информацию. Первая моя маска была сделана в обычной технике папье-маше, когда маленькие кусочки бумаги наклеиваются слоями. Затем я узнала о другой технике изготовления масок из папье-маше, в которой используется пластилин. Получилась большая, красивая маска, я делала её около двух недель. Но специально отошла от канонов, чтобы маску можно было использовать в декоративных целях, например, повесить на стену. Тибетские маски, к слову, изготавливаются строго по правилам, там важны пропорции. И раньше в бурятских семьях было принято вешать маленькие маски над входом как оберег от злых духов, сейчас этого уже не делают.
- Ваши маски, мне кажется, больше напоминают о Японии...
- Да, затем я обратила внимание на японские маски, в частности, на кицунэ — это лисичка, начала делать и их. Кицунэ у японцев — это мифологическое существо, которое живет тысячи лет и может превращаться в человека. Как и тибетские маски, японские маски лис используются в религиозных церемониях, их тоже вешают дома, чтобы отогнать злых духов.
Следующей стала маска Калаверы Катрины — это скелет в женской одежде, символ мексиканского Дня мертвых. Примечательно, что у меня был молд, то есть форма, только бурятского женского лица, поэтому мексиканские маски тоже получились с азиатским уклоном. И это добавило экзотичности.
Следует отметить, что смерть в представлении мексиканских индейцев — это светлое начало, так что в День мертвых там принято шуметь и веселиться, устраивать ярмарки и праздничные шествия. Считается, что в ночь с 1 на 2 ноября души умерших возвращаются, чтобы погостить у своих близких. Поэтому Калавера Катрина у них украшена цветами и расписана яркими красками.
Подруга-фотограф увидела мои мексиканские маски и предложила фотосессию. Первая была в коллаборации с магазином молодёжной корейской и монгольской одежды, а на второй фотосессии моделью была балерина Евгения Цыренова. Получилось, на мой взгляд, стильно и необычно. Японские маски тоже вызвали интерес фотографов, уже была одна фотосессия, скоро состоится вторая.
Приятно, что муж всегда поддерживает мои начинания — и с масками, и с украшениями, и не пытается отговорить. Спасибо ему за это большое.
- Сколько времени занимает изготовление одной маски? Как это делается?
- Маска делается достаточно долго. Сначала нужно вылепить форму из пластилина, затем залить её силиконом и сверху чем-то покрыть, например, тем же папье-маше, чтобы силикон держался. Получается силиконовый молд. На внутреннюю сторону клеим папье-маше, некоторые мастера используют алебастр или микроцемент, всё это нужно хорошенько просушить: летом - на солнце, зимой - у батареи. Затем нужно аккуратно вынуть маску из молда, зашпаклевать и ошкурить. Это непростой процесс, у кого маникюр — не рекомендую пробовать. Гладкую маску надо загрунтовать, вставить декоративные элементы, например кисточки, покрасить и покрыть лаком. В самом конце клею ленточки, с помощью которых маску можно надеть. Но можно, как я уже говорила, делать интерьерные маски для украшения стен. Я видела настенные маски кицунэ у многих блогеров, которые рассказывают про Японию.
- Кроме масок, вы делаете еще и украшения и аксессуары в бурятском стиле: серьги, ободки, резинки, накосники, пояса, даже воротники и нарукавники. Это тот случай, когда творчество стало любимой работой?
- Я самозанятая, это мой дополнительный доход. Сотрудничаю с тем же магазином одежды, который дал одежду для первой фотосессии. Радует, что мои украшения понравились владелице магазина и все чаще пользуются спросом. Людям нравится, что с помощью аксессуаров можно легко стилизовать в национальном стиле обычную одежду. Недавно я начала шить еще и повязки на голову. Также начала сотрудничать с одним из сувенирных магазинов нашего города. При этом пока я сапожник без сапог — работаю дома, очень много шью, и повод надеть свои украшения появляется разве что на ярмарках.
- В каких выставках, ярмарках уже удалось принять участие и какие планы на будущее?
- Не всегда успеваю подать заявку на участие в ярмарках, опять же из-за большого объема работы. Первой моей ярмаркой стал Сурхарбан в прошлом году. Этим летом участвовала в ярмарке фермерской продукции «Своё», там традиционно много мастеров декоративно-прикладного творчества, в «Дне поля» в селе Ацула Селенгинского района и в фестивале «Арт-Бурятия». Иногда даже нет времени сделать фото, потому что очень много людей подходят, интересуются. В планах много шить и научиться делать зеркала в различных рамках из папье-маше, они очень интересно смотрятся. Идей много, найти бы время!