Кладбище нерп на Байкале не убирают. Более ста мертвых тюленей прибило к берегу за последние несколько дней. Причиной смерти эндемиков уже занимаются специалисты, однако сами трупы до сих пор разлагаются на побережье. При этом часть останков уже нашли разделанными, другие – сожгли. Что происходит с трупами тюленей? Антонина Болотова с берегов Байкала.
Почти не отличить от камня. Этот труп байкальской нерпы мы распознали лишь по окровавленным глазницам. Их расклевали вороны. Только за полчаса, здесь, в Новом Энхалуке, мы нашли четыре трупа байкальских тюленей. Всего же на берег выбросило более 130 туш. Такой массовой гибели нерп по обе стороны Байкала не видели уже давно.
Владимир Пархоменко, местный житель: Бывало, что иногда кое-где так, когда сильный шторм, то прибивало, но скорее больше всего маленьких, это я видел сам. Но после сильного шторма. А чтобы вот так. Это не шторм, ничего.
От чего умерла эта, на первый взгляд, здоровая нерпа? На теле ни повреждений, ни ран, только мы видим, что из носа у нее текла кровь. Успеют ли эксперты взять пробы? Ведь всех особей разбирают на шкуры. Эта, по всей видимости, лежит здесь недолго.
- Вот смотрите, кровяные следы. Здесь, видимо, нерпу выбросило сюда. И здесь же, машина подъехала, ее увидели, ошкурили, разделали, в машину погрузили и увезли.
Другие же утруждаться не стали – сняли шкуры и бросили тушки на месте. Несмотря на то, что мех взрослых особей ценится не особо – на шапки идут обычно шкурки бельков, трупы байкальских тюленей исчезают. В Иркутской области от них избавляются так.
Так что же заставило более сотни нерп выброситься на берег? В последний раз подобное наблюдалось 30 лет назад – тогда от чумы погибло больше тысячи особей. На этот раз – у эндемиков не нашли – ни чуму, ни энтерит, ни бешенство.
Владимир Петерфельд, директор Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр»: Пока выводы о какой-то эпидемии делать преждевременно. Гибель она естественна, она наблюдалась всегда. Какого истощения, что им пищи не хватает, не выявлено. Визуально больше - падеж. Еще и шторм был вдоль Байкала, в Баргузин. Может, где-то это накопилось в воде, а тут штормом все это сразу выбросило. Никакого кипиша не надо поднимать. Просто стечение обстоятельств.
Василий Гармаев, заместитель руководителя Россельхознадзора по Иркутской области и Бурятии: Может быть и человеческий фактор, может быть и погода, а может кто-то применял электроудочку. Насильственных признаков нет. То, что в состоянии агонии стукались о камни – это присутствует.
Иркутяне же естественной гибель эндемиков не называют. В Россельхознадзоре почти уверены – нерпы могли умереть от голода. При вскрытии – желудочно-кишечный тракт животных был пуст. Конечная причина гибели – остановка сердца. Теперь специалисты выясняют – что заставило животных отказаться от еды. Проверить намерены всю пищевую цепочку нерп, а это почти тонна рыбы в год – столько съедает одна взрослая особь.
Причиной массовой гибели занимаются, но почему же останки никто не убирает? В управлении ветеринарии заявили – трупы должны собрать местные власти. В Кабанской же администрации считают наоборот – неподготовленных людей отправлять опасно – причина гибели еще не установлена, а значит, есть риск и для людей. Общими усилиями ведомства пообещали – очистить Байкал от останков. Результаты же исследований и причина смерти станут известны в ближайшее время.