260 лет официального признания буддизма в России отмечают верующие в этом году. В 1764 году Екатерина Великая издала указ, по которому появилась должность Пандито Хамбо ламы. И традиционная Сангха решила увековечить это событие в Бурятии.
Если бы не Дамба-Доржо Заяев, возможно всего этого в республике и не было. Он первый лама из Бурятии с полным классическим буддийским образованием. После личного согласия императрицы Елизаветы Петровны начал распространять буддизм среди бурят. А ровно 260 лет назад уже Екатерина Великая сделала его первым Пандито Хамбо ламой. Сейчас в Иволгинском дацане есть только одно изваяние Заяева. Но вскоре это исправят.
Уже больше года над новой скульптурой работает Иван Ефимович. Уроженец Кяхты, большую часть жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Там овладел ремеслом скульптора. Но новый смысл обрёл совсем недавно. Когда приезжал на историческую Родину. Тем более, фамилия Итыгилов к этому обязывает.
Иван Итыгилов, скульптор: Итыгилов, переводится как вера. Я это понял, когда я встретился с Хамбо ламой Итигэловым. Первая встреча была где-то в 2015 году. Впервые подошёл, и я его потрогал. Я понял какое-то молнии, что-либо такое ощущение, волнение и всё прочее. И я тогда переосознал, что я должен посвятить своё служение буддизму.
Служение это оказалось в искусстве. За эти годы Иван Ефимович сделал несколько скульптур буддийских деятелей для дацана в Санкт-Петербурге. Там же должна была появиться и новая композиция. Но обстоятельства решили – ей место в Бурятии.
Примерно так в будущем и будет выглядеть скульптура. На ней Дамба-Доржо Заяев принимает из рук Екатерины Великой свиток с указом о признании института Пандито Хамбо лам в России. Фактически о признании буддизма. С двух сторон от скульптуры будет текст указа на русском и на старомонгольском. Вот так это будет выглядеть. Да и в целом, каждый элемент скульптуры имеет свой определённый смысл.
Наталья Аникеева, скульптор: Есть этот указ. Он именно за номером 610. Вот так он звучит. Выписка из указа. Ну, здесь немножко такая вольность художественная. Вензель слепим.
Иван Итыгилов, скульптор: Екатерина II – это как бы представитель и глава православной цивилизации. А Хамбо лама Заяев, соответственно буддийской цивилизации. Эта встреча, которая обозначена по эскизу, они стоят на лотосе. Если сверху смотреть на эскиз, то получается у нас мандала. И получается, что две цивилизации встречаются на равных. И друг друга признают. Это главная мысль, основная идея этой композиции.
Процесс непростой. После творческих поисков переходят к делу. Сначала делают рабочую модель из глины, которую авторы привезли с собой из Санкт-Петербурга. Затем гипсовый слепок, и уже после – отливка в бронзе. При этом не обошлось без сложностей. Уже во время работы Иван Ефимович перенёс тяжёлую операцию на сердце. Поэтому завершать работу ему помогает жена, с которой он уже 35 лет вместе.
Наталья Аникеева, скульптор: Иван начинал лепить свой эскиз на даче. Где-то я что-то, может быть, подсказывала, где-то что-то он спрашивал. Всегда важна поддержка близкого человека. Какие-то тяжёлые моменты, большие куски глины набирала, чтобы пока он восстановится, чтобы ему было легче. Ну и работы всё-таки очень много, особенно мелкой. И вот мелкой работой занимаюсь я.
Иван Итыгилов, скульптор: С Екатериной II было попроще, потому что есть материалы. А Заяев, он как бы... Документов ни фотографий, ничего нет. И, в принципе, это образ как бы собирательный. В данный момент вот эта работа для меня является вершиной, потому что действительно она как бы уравновешивает, делает равнозначие двух народов.
Статую Заяева уже отливают в мастерских, вскоре похожая процедура ждёт и изваяние Екатерины. В итоговом варианте скульптурная композиция будет высотой 3 метра и весом 4,5 тонны. Цена – 24 миллиона рублей, большая часть из которых – деньги федерального гранта. Установка запланирована на начало сентября, вместе с открытием нового дугана на территории Иволгинского дацана.