В Бурятии готовятся к рассмотрению одного из самых резонансных уголовных дел. Почти 20 лет назад громкое двойное убийство в Кабанском районе, в местности Клюквенная падь потрясло всю республику. Погибло две девушки. Сейчас дело наконец направлено в суд. На скамье подсудимых должны оказаться трое из числа бывших сотрудников правоохранительных органов. И только один из них сегодня может говорить о деталях расследования.
Евгений Инкин. В 2002 году занимал должность старшего оперуполномоченного уголовного розыска Кабанского РОВД. Служил в Селенгинском отделении милиции. Участвовал в расследовании двойного убийства. Обвиняется в групповых убийстве, покушении на убийство и похищении человека в 2002 году. Впервые арестован в 2017 году.
О НАЧАЛЕ РАССЛЕДОВАНИЯ
В августе месяце 2002 года, в Кабанский РОВД пришла анонимка. Анонимка представляла из себя текст и схему. Схему, то есть, где находится труп. Текст был написан достаточно грамотно. Без орфографических ошибок. С применением некоторых терминологий, которые могут использоваться где-то в правоохранительных органах. Схема тоже была нарисована с указанием определенных топографических знаков. Сотрудники Кабанского РОВД, так как это была их обслуживаемая территория, выехали на место происшествия. Трупы были изначально неопознанные. Но так как началась работа по опознанию этих трупов, у нас находилась в Селенгинском отделении милиции на тот момент заявления по без вести пропавшей девушке. Это именно Шекуновой. То есть, соответственно эту версию отработали и их опознали. Шекунову и ее подругу Патеюк.
КТО НАПИСАЛ АНОНИМКУ?
Человек, собирая там грибы или не знаю, что он там делал, обнаружил торчащую ногу. Пришел, рассказал своему односельчанину, который бывший лесничий. Что так и так. Съездили вместе, посмотрели. Действительно. Ну испугались, как это частенько бывает. Затаскают там, вопросы будут задавать. Ну и попросили другого человека написать анонимную записку.
О СВИДЕТЕЛЯХ
Перетрясли очень здорово. Отработали. Очень много было проведено работы. В ходе которой появилась одна из свидетельниц, гражданка Пономарева Екатерина такая. Несколько раз она была следователями прокуратуры допрошена. По этому делу. Все допросы были разные на тот момент. Она была допрошена, если сейчас мне не изменяет память, три раза. Да, три раза. Три разных версии. И были даже такие моменты, что в один день она допрашивается. Утром она допрашивается, что ничего не знает. А часам к 18 вчера она допрашивается под протокол, что да, я там, говорит кое-какие подробности этого убийства. В итоге было принято решение отработать непосредственно ее местонахождение на тот период, в которое предполагалось было совершено убийство. То есть это с 9 по 11 августа. То есть отрабатывался вот этот период. Отработали ее и установили, что в принципе она не могла там быть. Показав ей, что действительно, ты лжешь, она сказала, да, я все сочинила. Я вам искренне хотела помочь.
ПОЧЕМУ ПРИОСТАНАВЛИВАЛОСЬ РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛА В 2002 ГОДУ?
Ну, ни для кого не секрет, что в таких структурах постоянно имеется палочная система. И то есть, есть нераскрытое убийство, висит оно на сегодняшний день. Ну, раскроем другое. Перекроем. Для отчета у нас будет одно раскрытое, одно не раскрытое. По приезду каких-то проверок, формальные могли справки написать. Еще что-нибудь. После этого, такой конкретной работы по этому делу не велось.
КТО МОГ СОВЕРШИТЬ ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ?
Это было что-то спонтанное. Это было обыкновенное бытовое убийство. Я не знаю. Мог произойти несчастный случай с одной. А вторая была уже жертвой как свидетель. По вопросу кто совершил это убийство, у меня нет конкретно никакой информации. Если бы она была, я бы ее открыто сейчас здесь сказал. Подняв эту волну, если бы нормально, грамотно отработать, я думаю, можно было бы раскрыть это преступление. Реально можно было. Где-то просто всё рядом.
О ВОЗОБНОВЛЕНИИ РАССЛЕДОВАНИЯ
В декабре 17-го года утром рано постучались в дверь. Открыл. То есть, мне предъявили постановление что вы подозреваетесь именно в данном убийстве по показаниям именно этой гражданки Пономаревой. Меня допрашивают, проводят с ней очную ставку, которую, скажем так, когда дали возможность задать мне ей вопросы, ее так скоропостижно прервали, эту очную ставку. В итоге меня арестовали. Я пробыл здесь в СИЗО здесь, в Улан-Удэ, 4 с небольшим месяца. После чего следователь в отношении меня прекращает именно в части убийства. Хотя также в отношении меня были возбуждены еще два состава по ее показаниям (эти обвинения добавлены по заявлению о похищении свидетеля Пономаревой и попытке ее утопления – прим. авт.) покушение на убийство и похищение человека было возбуждено.
Данные полиграфического исследования свидетеля Пономаревой: В ходе исследования с применением полиграфа в отношении гражданки Пономаревой не выявлены психофизиологические реакции, обусловленные ее информированностью об обстоятельствах, связанных с ее утоплением сотрудниками милиции, в том числе Инкиным Е.В. в октябре 2002 года.
Ну и произошел такой информационный всплеск. Опять статьи в газетах. Что было изначально. Как так? Почему выпустили? Гражданка Пономарева дает интервью, и говорит, что его сейчас выпустили. Я его встретила в магазине. Он ко мне подошел, сказал - мы с тобой позже поговорим. И якобы, что со мной дальше будет, я не знаю. Вот эта фраза послужила отметить постановление уже московскими следователями. Поднялся резонанс, дело передали в центральный аппарат, то есть в следственный комитет России. И вот эта фраза она послужила, скажем, одним из важнейших оснований, чтобы отменить в отношении меня постановление о прекращении уголовного дела. Опять меня сделать подозреваемым по данному уголовному делу. Меня пригласили в Москву и в итоге в этот же день я был снова арестован.
Следователя я вообще не понимаю абсолютно. Когда я находился в изоляторе в Москве, и он пришел ко мне туда, он мне открыто сказал: У нас есть подтверждения, доказательства вашей невиновности. Но ты находишься здесь, только потому что ты в курсе кто это совершил. Я говорю – а мне смысл это вот скрывать? Я, во-первых, воспитан не так. А во вторых я столько лет отработал, да если бы я знал, кто это совершил, если бы я знал сейчас, я бы сейчас сказал. Я бы знал пять лет назад, я бы пять лет назад сказал.
О ЗАЩИТЕ ОТ СВИДЕТЕЛЯ
Когда я в первый раз увидел репортаж, освободившись из СИЗО, здесь, в Улан-Удэ, о том, что она говорит, что я ей якобы угрожал, я пошел и написал заявление в полицию. То, что, ну, это чистой воды клевета.
Из объяснений свидетеля Пономаревой от 23.05.2020г.: …Я умышленно давала ложные сведения. На самом деле Инкин Е.Г ко мне не подходил. Я понимала, что даю ложные сведения из-за тог, что я к Инкину Е.Г. имею неприязненные отношения.
(Свидетеля Пономареву взяли под государственную защиту. уголовного дела о клевете не возбуждено, - прим. авт)
То, что надо было следователям от меня, они просили пройти полиграф, ради бога я его прошел два раза. И здесь в Бурятии и московские полиграфологи отработали. Нужно было я не знаю, экспертизу ДНК – пожалуйста. СПЭК там, судебную психолого-психиатрическую экспертизу – да ради бога. Какие-то другие следственные действия? Да я готов на все. Давайте. Вопросов нет, я не виноват. Я не совершал этого преступления.
Данные полиграфического исследования свидетеля Пономаревой: …Не выявлены реакции, свидетельствующие о том, что Пономарева обладает информацией о деталях лишения жизни Патеюк и Шекуновой… Выявляются в ходе психологического исследования признаки сокрытия и искажения сообщаемой информации…
О ДРУГИХ ОБВИНЯЕМЫХ
Мы никогда не были друзьями, товарищами. Абсолютно никогда. Я вот следователю говорю, я вот с тобой больше общался за свою жизнь, чем с кем-то из них. И это действительно так. Оно действительно так и есть.
КОМУ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ НУЖНО?
Я считаю, вопрос встал чести мундира. Как подойдет следователь и доложит своему командиру - извините, мы тут закрыли людей, а это оказались не мы. Что делать-то? Рапорт положить на стол и удостоверением его сверху приложить? А кому охота работу терять? Кому охота имидж такой структуры портить? Поверили ее показаниям, а обратно уже понимая, что это совсем не так, но обратно уже шаг просто не могут сделать. Это система.
Полное или частичное копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора Ариг Ус online