Неужели «Байкал» теперь не наш? Речь, конечно, пока не об озере, а о наименовании бренда, его запатентовали в конце прошлого года. Остальные предприниматели теперь могут позволить себе это фирменное имя только на определенных условиях. Почему уплыл «Байкал» и есть ли возможность его вернуть?
Имя священного озера теперь собственность одного бизнесмена. Такое сообщение появилось в конце прошлого года. Некий предприниматель зарегистрировал исключительное право на наименование места происхождения своего товара. Речь о глубинной воде Байкала. Таковой теперь можно называть только ту, что выпускает одна-единственная компания.
- Кто же наши герои? Это некая компания «Сикомпани». Чьи учредители, внимание, находятся на Багамских островах. О чем идет речь? О том, что по документам байкальская вода с этого момента может называться байкальской водой только в том случае, если она произведена в поселке Листвянка Иркутской области и если на это дали разрешение эти товарищи с Багамских островов.
Другая бутилированная вода считается просто артезианской. Впрочем, к патенту можно присоединиться. Но на серьезных условиях.
Татьяна Шестакова, патентный поверенный России: Исключительное право может принадлежать не одному, а нескольким производителям, которые находятся в этом же географическом районе, имеют технические средства, разрешительную документацию. Первый правообладатель наименования подал заявку на регистрацию и предоставление права использования этого наименования, а второй, третий, четвертый подает заявление на присоединение к этой регистрации.
Но если у производителей воды есть шанс присоединиться, то у остальных его, фактически, отобрали. Десятки предпринимателей, что используют в названиях слово «Байкал», оказались вне закона.
Николай Будуев, депутат Государственной Думы Российской Федерации: Уже появились предприниматели, которые обращались с жалобами, что им пошли отказные материалы на то, чтобы регистрировать торговые знаки, в которых содержится слово «Байкал». Например, лесная фабрика, у нее просто в девизе было слово «С Байкала с любовью», и то - отказали в регистрации.
Тему поднимали и в правительстве Бурятии. Об этом рассказал на своей странице в соцсетях Вячеслав Наговицын. Главный вопрос – через какую брешь в законодательстве удалось проскочить бизнесмену. И как исправить ошибку?
Вячеслав Наговицын, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от правительства Республики Бурятия: Главная цель – не допустить создания искусственных административных барьеров для наших промышленников, которые по праву должны использовать упоминание нашего священного моря при выпуске продукции, в том числе пищевой, экологически чистых продуктов...
Что касается самого патентного решения, делом возможно займется антимонопольная служба и Генпрокуратура. Запросы от депутата Государственной Думы уже там. Но о положительных решениях пока никто не говорит. В России зарегистрировано 232 наименования места происхождения. И ни по одному, до последнего времени, вопросов не поступало.