Лик Богини Янжимы увидят зрители на сцене театра оперы и балета. Постановку готовят в рамках проекта «Лаборатория». Уже второй год с его помощью обновляют не только репертуар театра, но и труппу. Из каких городов прибыли участники Лаборатории в этом году и какими легендами вдохновлялись?
Юлия Репицына, заведующая кафедрой хореографического искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. Чайковского: Это не заранее приготовленное, а созданное сейчас, в минуту времени. Это и есть лаборатория.
За хрупкими плечами Юлии сотни часов упорной работы над контролем своего тела. Она - одна из лучших балетмейстеров Челябинска, уже несколько лет преподает искусство танца. Пока студенты на каникулах, решила попробовать свои силы в национальном балете Бурятии.
Юлия Репицына, заведующая кафедрой хореографического искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. Чайковского: Было очень интересно окунуться в культуру бурятского народа. Всё, что мы создавали, было на основе легенд. Я выбрала тему, связанную с Богиней Янжимой - богиней мудрости, искусства, покровительницей материнства.
Юлия Жамбалова, балетмейстер Бурятского государственного академического театра оперы и балета: Мы танцуем главных героев: юноша и девушка, которые любят друг друга, но им не разрешают быть вместе. Каждый педагог, каждый хореограф, даже не то что с Челябинска, отличается, вообще каждый человек отличается.
Ильдар Ванданов, балетмейстер Бурятского государственного академического театра оперы и балета: Своим подходом, разнообразием хореографии, постановки. Нам очень удобно, очень хорошо с ней работать. Она очень хороший человек, и атмосфера с ней очень замечательная.
Главное требование лаборатории - поставить балет по мотивам легенд Байкала. Для этого каждый участник на протяжении месяца изучал местную культуру. Читали всё: от статей в газетах до бурятских сказок. В финал вышли участники из Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга и Улан-Удэ.
Баярто Дамбаев, художественный руководитель балета Бурятского государственного академического театра опера и балета: Либретто читали, смотрели их ранее поставленную хореографию и пластику. Выбрали 4 эскиза. Самыми главными критериями было то, что сама лаборатория подразумевает тематику вокруг Байкала: истории, сказки и легенды. Это первое. Второе, чтобы была неоклассическая форма. Ну, и актуальность темы, конечно.
Давид Дондупов, председатель общественной организации «Байкальский культурный форум»: У Антона Дорофеева буддийская притча легла в основу его хореографической композиции. У Вячеслава Пегарева - сюжет про байкальский ветер Сарма. Чем больше есть каких-то коллабораций, чем больше новых людей и идей входят на сцену театра, тем интереснее продукт.
Под руководством приезжих танцоров вся балетная труппа театра, это почти 50 человек. В 2019 у республики уже был опыт проведения лаборатории. Благодаря нему Бурятию заметили на фестивале «Золотая маска». В этом году проект приурочили к юбилею народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой.