Земля кипит под ногами. В пригороде Гусиноозерска начали гореть заброшенные шахты, пламя местами вырывается наружу. Почему семьи, проживающие в опасной зоне, до сих пор не переселили и какие еще опасности таит ожившее подземное царство?
За ситуацией в поселке Наран мы следим уже не первый год. Он стоит прямо на заброшенной шахте, где более 50 лет добывали уголь. Рудник закрыли в 1997 году, но жизнь под землей не остановилась, и совсем недавно она дала о себе знать.
- Так а тут видно, вон зола прямо.
Лариса Куприянова, жительница поселка Наран: Здесь было возгорание нижних пластов угля, которые в шахте находятся. И при шквалистом ветре их просто выбрасывало, как гейзер огненный.
Для местных проблема с подземным пожаром только верхушка айсберга - больше боятся провалов. Земля над шахтой с каждым годом проседает все сильнее и разрушает дома. Именно поэтому большую часть жителей расселили. Лариса одна из немногих, кого оставили за бортом.
Лариса Куприянова, жительница поселка Наран: Осталось 7 с половиной домов. В чем стал вопрос переселения нас, потому что наша прописка не 97-го года, мы покупали свои дома позже. Постановление, по которому производится переселение, оно на дату ликвидации шахты, и то есть получается, что мы сейчас не защищены законом от слова совсем. Как утверждают ГУРШ и тот же Минэнерго, процессы шахты были остановлены. Но, как мы видим, она живет, продолжает жить, у нас в огородах провалы.
Огонь, который возникает под землей, ищет слабые места на поверхности все ближе и ближе к жилым домам. Вот последствия одного из последних выбросов. Администрация приехала сюда и засыпала провал глубиной в несколько метров и установила вот это сомнительное ограждение. Даже сейчас, стоя здесь, я чувствую, как под моими ногами земля ненатурально высокой температуры, а в воздухе ощущается запах горелого угля.
Со своей проблемой местные жители уже неоднократно обращались во всевозможные инстанции. Вопрос дошел до главного следователя страны. По его указке в прошлом году сюда приезжали следственная группа и специалисты для проведения горнотехнической экспертизы.
Александр Шестаков, директор НЦ ГМД: Шахта Гусиноозерская, она добывала бурые угли. Угли склонны к самовозгоранию. Когда есть доступ кислорода через какие-либо коммуникации, через трещины на поверхности, уголь начинает окисляться. При нагреве он начинает гореть. Когда печка, вот как поддув есть, она начинает разгораться. Пожар там, скорее всего, давно. Были замеры родона, и там было превышение. Превышение может быть связано только с окислением угля.
Количество родона в воздухе уже превышает норму почти в 15 тысяч раз. По заключению экспертов, в провало-опасной зоне находятся еще более 30 домов в Гусиноозерске. Горящий уголь быстро усугубляет ситуацию.
Администрация главы Республики Бурятия: 2 мая 2024 г. администрацией МО «Селенгинский район»: «В адрес Минэнерго России направлено обращение об ускорении разработки проекта комплексного экологического мониторинга негативных последствий ликвидации шахты «Гусиноозерская», реализации мероприятий по мониторингу последствий и оказания содействия гражданам, проживающим в провало-опасной зоне, в приобретении жилья в кратчайшие сроки».
Оказалось, в Минэнерго вновь намерены провести проверку этих шахт. На госзакупках появились информация о торгах на их проведение. Минимальная цена - 28 млн. рублей.
Правда, затея не выгорела из-за отсутствия желающих. Жители в недоумении, почему же вместо того, чтобы разбираться с последствиями, не начать искать деньги на их переселение. Ведь жить рядом с шахтой становится все опаснее.