Семь футов под килем. Пeнcиoнep из Бypятии пpeoдoлeл 400 километров пo Бaйкaлy нa тpимapaнe Геннадий Плеханов совершил большое путешествие, взяв с собой внуков и зятя.

Общество 23 октября 2022, 14:47 4398
Семь футов под килем. Пeнcиoнep из Бypятии пpeoдoлeл 400 километров пo Бaйкaлy нa тpимapaнe
Фото: соцсети Геннадия Плеханова

В августе 71-летний житель Хоринска Геннадий Плеханов совершил большое путешествие. Взяв с собой внуков и зятя, он вдоль и поперек проплыл по Байкалу на тримаране. Однако это не первая поездка пенсионера по водным просторам, ведь много лет назад его служба в армии была связана с морями. Но обо все по порядку.

Через Тихий и Индийский океаны

Геннадий Плеханов на службе в Краснознаменном Тихоокеанском флоте

Геннадий Филиппович родился в селе Зорино Баргузинского района, поэтому красоты Байкала видел с детства. Отец нашего героя - Филипп Иванович Плеханов, работал фельдшером в селе Адамово, но, помимо работы, старался уделять время своему главному увлечению – рыбалке.

- Другие рыбаки всегда приглашали его на Байкал, и он брал меня с собой, - вспоминает Геннадий Филиппович. – Они ходили на ловлю омуля на рыбацких судах, которые назывались фелюги, а на буксирах прицепляли к ним большие лодки – баркасы. Мне всегда нравилось ходить с ними по нашему морю.  

Получив среднее образование по профессии «техник-механик» в Иволгинском гидромелиоративном техникуме, Геннадий Филиппович, ко всему прочему, отучился и на экономиста. Службу он проходил в Краснознаменном Тихоокеанском флоте на военном корабле - крейсере «Варяг» в качестве связиста и радиста.

- Наши военные корабли часто ходили в боевые походы. В то время произошел индо-пакистанский инцидент, поэтому по боевой тревоге наш крейсер с группой кораблей вышел в Индийский океан на боевое дежурство. Мы ходили по многим морям Тихого и Индийского океанов, побывали в жарких странах Африки, например, в Йемене, Республике Сомали и их портах: Могадишо, Бербере и Адене.

Ради внуков

Сегодня пенсионер считает, что возраст – это не предел для возможностей. Помимо работы экономистом в хоринском ТКХ, Геннадий Филиппович собирает библиoтeку из мини-книг и монеты. Все это он делает нa пaмять для ceбя, дeтeй и внyкoв. Также в этом году вместе со своей большой семьей он участвовал в республиканском конкурсе «Семья года». К слову, историю знакомства Геннадия Филипповича и Надежды Алексеевны мы рассказывали в одном из прошлых номеров. Имея 4 детей, 10 внуков и 2 правнучек, супруги подали заявку на конкурс и выиграли номинацию «Золотая семья».

Внуки – одно из главных богатств для нашего героя, поэтому однажды у него появилась идея показать им красоты Байкала. Чтобы это осуществить, он вместе с зятем Сергеем купил тримаран, так как он больше и безопаснее обычных моторных лодок, на которых они путешествовали раньше. Это судно с тремя соединенными в верхней части параллельными корпусами, как правило, обладает повышенной устойчивостью и хорошими мореходными качествами. Средняя скорость, которую может развить прогулочный тримаран – 18 - 22 узла, а это примерно 33 – 41 км/ч. Как и катамараны, они обладают большой смоченной поверхностью корпуса, поэтому не подходят для постройки малоскоростных грузовых судов. Принцип тримарана широко используется в пассажирских паромах, а также представляет интерес для конструкторов современных боевых кораблей.

- Этим летом мы путешествовали на тримаране два раза. В прошлом году побывали в Чивыркуйском заливе, на Ушканьих островах и т. д. В этом году мы повторили этот маршрут, но добавили новые места: Усть-Баргузин, Святой Нос и остров Ольхон, - рассказывает пенсионер.

Увлекательное приключение

Свой поход по водной глади наш герой совершил вместе с зятем Сергеем, а также внуками Кириллом и Никитой. В начале своего пути путешественники привезли разобранный 200-килограммовый тримаран на машине в Усть-Баргузин. После этого они прикрепили оборудование, установили паруса, накачали три плотных резиновых поплавка. Небольшой по размерам тримаран легко помещается в уазике и в снаряженном состоянии представляет настоящее надувное судно с мотором, каютой, палубой на шесть человек и парусами размером с большую комнату. Преимущество тримарана состоит в том, что его вождение не требует специальных прав. Правда перед отплытием необходимо проинформировать сотрудников МЧС о маршруте плавания.

После этого в небольшой шторм участники экспедиции вышли в море, направились по Баргузинскому заливу и через несколько часов причалили на Глинке.

- В это время разыгрался большой шторм, поэтому мы остановились, ожидая хорошей погоды, - рассказывает Геннадий Филиппович. - Сергей с Кириллом и Никитой поднялись на самую высокую точку Святого Носа. На следующий день шторм слегка стих, и мы решили выйти в море. Направились вдоль Святого Носа на самую оконечность полуострова, любовались его красотами и отвесными скалами. На самом кончике, прячась от шторма, мы зашли в небольшую бухту на северной стороне полуострова, остановились на ночлег и обследовали местность. Конечно, места там очень красивые, дикие, но прекрасные.

Утром путешествие продолжилось. Почти семь часов под парусом бравая команда моряков плыла к острову Ольхон и к вечеру подошла к мысу Хобой. С бурятского это название переводится как «клык дракона».

- Сам остров Ольхон представляет собой скалу, причем цвет скал самый разный. К вечеру мы подошли к селу Хужир и остановились в бухте рядом со скалой Шаманка. Перед нами открылась настоящая красота – пейзажи Малого моря. На самом деле это не описать словами. В этих местах мы отдохнули сутки и убедились, что Хужир – это мекка для туристов.  

После отдыха путешественники прошли вдоль острова до его восточной части, встречая по пути большие яхты и катера с туристами. Переночевав на берегу, участники экспедиции снова отправились в путь и через Малые ворота вышли в открытый Байкал.

- Дальнейший переход прошел уже под мотором в полнейшем штиле. Мы шли по прекрасной зеркальной глади на Турку и достигли точки к ночи. Но произошел казус - зять забыл свои очки на Святом Носе, поэтому в ночи мы снова возвращались на полуостров. Очки нашлись, и после этого мы направились в Усть-Баргузин. Нам немного не повезло, начался большой шторм и качка. Внука Кирилла укачало, остальные перенесли шторм хорошо. И только к вечеру промокшие до нитки, уставшие, но счастливые мы пришли в Усть-Баргузин, - заканчивает свой рассказ пенсионер.

«Преодолевали страх с парусами и мотором»

- Из этого путешествия мне больше всего запомнилась зеркальная гладь Байкала в штиль и красоты Ольхона. И еще один момент, который отложился в памяти: когда мы ночевали в восточной части Малого моря, за нами увязался алабай. Мы покормили пса, и когда утром вышли в море, он долго плыл за нами. Конечно, вскоре он вернулся обратно, а у нас слезы навернулись из-за расставания.

Путешествие по Байкалу общей протяженностью 400 километров прошло в течение недели. По словам Геннадия Филипповича, несмотря на сложности, с которыми неминуемо приходилось сталкиваться, новые места и любование природой окупили все. 

- Нам пришлось пройти по Байкалу и в шторм. Но наш тримаран прекрасно подготовлен для перехода и сильной качки. Это судно очень устойчиво на ходу. К тому же зять Сергей серьезно подготовился к таким переходам. Он прекрасно и со знанием дела управлял тримараном, а я с внуками беспрекословно выполнял его команды по управлению судном. Страх, конечно, был, но мы преодолевали его с парусами и мотором. Внуки были очень довольны, им понравилась морская гладь, красоты Малого моря, Ольхона и Святого Носа. В такое длительное путешествие они отправились впервые, хотя много лет назад я катал их на лодке по Байкалу, когда они приезжали ко мне погостить. А в этот раз они практически побывали на своей исторической родине, ведь их прадед жил на иркутской стороне озера.

Автор благодарит за помощь в создании статьи корреспондента газеты «Удинская новь» Баира Борбоева

3 мая