Строительство очистных в Бурятии громко обсуждается на федеральном уровне. Жанна Рябцева, депутат Госдумы, после визита в республику опубликовала в своем телеграм-канале видеоотчет с критикой местных властей. Чем она осталась недовольна и что ответили те, на кого обрушились её вопросы?
Жанна Рябцева, депутат Госдумы Российской Федерации: Самый крупный объект, который в стране сегодня строится, очистные сооружения. С чем связан срыв, перенос сроков на 2 года? Какие проблемы?
Сдачу очистных в Улан-Удэ переносят уже не впервые. Реконструкцию начали почти 8 лет назад, но до сих пор станция не готова. То ошибка в проекте, то подрядчик подведет, в этот раз переделывают документы.
Анатолий Назаров, руководитель проекта федерального автономного учреждения «РосКапСтрой»: Пришлось заменить практически всё технологическое оборудование в связи с введенными санкциями. Это потребовало времени, пришлось вносить изменения в фундаменты, в конструктив.
На ремонт уже потратили почти 15,5 миллиардов рублей, но даже с такой суммой обеспечить качественную работу не получилось. Объект готов едва ли на треть, хотя по плану должен был выйти на финишную прямую. Еще и «РосСтройКонтроль» в ходе проверки нашел нарушения.
Алексей Ересько, заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации: Я очень надеюсь, что подрядчик исправил замечания, которые были. Ну, и дальше надо работать, мы сейчас с Алексеем Самбуевичем в еженедельном режиме штабы проводим совместно. И хочу сказать, что уже министром приняты определенные решения кадровые, в том числе по «РосКапСтрою».
Также в проект включили трубопровод с левого берега на правый. Это избавит от необходимости строить новые очистные. Для дополнительной очистки поставят оборудование по озонированию сточных вод.
Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия: Вся страна живет по одним требованиям и нормативам, а Республика Бурятия по другим - по байкальским. И нормативы к стокам для очистных на Байкале установлены отдельным приказом Минприроды России № 83. И эти нормы значительно жестче общероссийских. Это приводит к необходимости дополнительного оборудования и технологических процессов при очистке стоков. Не нами эти нормативы установлены, но они есть, и мы вынуждены по ним жить.
Тем временем очистным в Выдрино уже 2 года. На объект потратили 84 миллиона рублей по федеральной программе. Но даже несмотря на короткий срок работы, парламентскую проверку тоже не прошли.
Жанна Рябцева, депутат Госдумы Российской Федерации: С 2022 года что происходит на объекте? У нас официальная вся информация есть, с 2022 года объект полноценно не работает. С чем связано?
Алексей Каштанов, директор МУП «Тепловодосети»: Не работает механическая очистка.
- Она сразу не работала?
- Изначально, когда всё это начиналось, она вроде работала, а потом отказала.
Нормальной работе очистных мешают привозные стоки. Здесь могли бы перерабатывать до 300 куб. метров в сутки, это примерно 6 общественных бассейнов, сейчас используется лишь половина от этой мощности. Тем временем от работы станции зависят около 84 многоквартирных домов и сотни частных владений.
Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия: Помимо выдринских очистных предусматривалось строительство очистных и в селе Танхой, но пока в Танхое очистных нет. Все отходы из септиков и выгребных ям свозятся в Выдрино. Выдринские очистные, по проекту, рассчитаны на стоки в жидком разбавленном виде, а с учетом поступления концентрированных сгущенных отходов концентрация получается совсем другая. В итоге, скажем так, «густую жижу» и через решетку не пропустить, и насос ее не вытягивает. Поэтому работает помпа и в целом техпроцесс имеет отклонение от проектного.
Анатолий Урбанов, нaчaльник упpaвлeния кaпитaльнoгo cтpoитeльcтвa Pecпублики Буpятия: Мы первоначально с районом и с эксплуатирующей организацией делали график привоза сюда сливных стоков. К сожалению, это не совсем помогло, поэтому было принято решение, что необходимо поставить сливную станцию.
Это обойдется бюджету в 25 миллионов рублей. По планам, объект построят в первом полугодии 2025. Хотя «планы» слово неблагодарное. С северобайкальскими очистными они тоже не сбываются - завершили лишь 20% вместо обещанных 60%.
Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия: Вопрос о строительстве здесь очистных стоял в рамках первого приказа 63, и потом было принято взамен 83-го приказа, требования к стокам эти очистные не обеспечивают. Это самый крупный город на Байкале, стоит непосредственно на берегу, экологическое влияние здесь самое непосредственное, поэтому и было принято решение о строительстве.
Иными словами, по последним нормам, вода после очистки должна быть практически дистиллированной. Жесткие требования заставляют переделывать очистные под высокие стандарты и цены.
Жанна Рябцева, депутат Госдумы Российской Федерации: Сколько стоимость проекта?
- 3,2 миллиарда.
- 3 миллиарда 202 миллиона рублей. Теперь приведу пример очистных сооружений, опять же к Волге вернусь, - в Нижегородской области город Ворсма. Тоже 5 тысяч кубов, там вообще с нуля, практически как у вас. Ваши предположения, сколько стоимость объекта? Такая же квадратура, всё как вы хотите.
- 2 миллиарда.
- Еще варианты?
- 1,3 миллиарда.
- Еще варианты? Ребята, объект в Нижнем Новгороде стоит 345 миллионов рублей. Никто не угадал.
Такая разница поразила депутата Госдумы. А глава Бурятии отправился в Ворсму, чтобы на месте понять, как построили объект в 10 раз дешевле, чем в республике. Обещал изучить, сравнить и проанализировать разницу в ближайшее время, ведь сдать северобайкальские очистные обещают уже в следующем году.