Бумеры, джетлаг и сорбонка: Какие ещё слова пополнили русский язык Более 150 новых слов пополнили орфографический словарь института русского языка имени Виноградова. Какие ещё понятия теперь не сленг, а часть великого и могучего?

Культура 20 сентября 2022, 20:52 4743
фото: архив Ариг Ус

Более 150 новых слов включили в орфографический словарь института русского языка имени Виноградова. Первой на это обратила внимание редактор Полина Шубина – автор популярного телеграмм-канала. И кстати, этот термин тоже в числе новинок. Какие ещё понятия теперь не сленг, а часть великого и могучего, разбирался Сергей Смолянинов.

- В начале было слово. И слово было у Бога. И слово было «Бог».

И с тех пор слов стало значительно больше. Судите сами: «Окей бумер, у меня джетлаг, и если ты не понял о чём я – загугли». И внимание, вся эта фраза построена на русском языке. Ведь орфографический словарь пополнили сразу на 151 новое слово. Хотя назвать их новыми сложно. Вот, что говорят создатели документа.

Федор Успенский, директор института русского языка имени В. В. Виноградова РАН: Речь идет о словах, которые до сих пор не были учтены словарями. Они потому и попали в словарь, что некоторое время уже существуют в живом языке. Словарь всегда реагирует на живой язык, но немножко с опозданием. Не бывает словарей, которые мгновенно реагируют на изменения в языке. Изменение должно устояться.

Примерно так же, как и пандемия коронавируса, с которой мы сжились. Недавно мы рассказывали вам о новых бурятских словах. Там ковиду тоже посвятили немало, но, учитывая новшества, придётся искать очередные значения для «хорон хамшаг». Сразу 12 терминов – антиваксер, допандемийный и другие.

Не обошлось и без интересных выражений. «Ешь-пей-не хочу» - о щедрости. Пояснять смысл фраз «ни куётся ни плющится», «ни пито ни едено» и «ни шьёт ни порет», думаю, даже не надо. Ну, а моё любимое - «по-жюль-верновски». Это для ценителей литературы. Забирайте в обиход и блистайте на публике.

Но всё это не так интересно, как сленговые выражения, так популярные среди молодёжи. Если точнее, то у миллениалов. Но не у зумеров, здесь не путайте. А бумеры - это не машины немецкого производства, а представители старшего поколения, которые вряд ли знают, что такое «покерфейс», но точно делают его, когда слышат подобные словечки. А ещё «джетлаг» и «прокрастинация» теперь тоже часть великого и могучего.

Конечно, словарный запас активно пополняет и сам интернет. Правда, словари так опаздывают за временем, что зачем-то добавляют такие слова, как «ретвитнуть», хотя соцсеть в России уже заблокирована. А вот погуглить пока актуально, но кто его знает.

Большинство из 150 новых слов – научные термины и географические названия. Но вот вам напоследок ещё несколько интересных вариантов. Особенно выделяются: «сорбонка» – это учебная карточка, «чевэкашник» - сотрудник частной военной компании. И зачем-то в русском языке понадобилось обозначение китайского космонавта - «тайконафт». Зато мы уверены почти на сто процентов, что к появлению в словаре одного слова явно причастен бурятский кинематограф.

- Решала гэжэ нэрэтэйб.

При этом создатели словаря отмечают – ежегодно документ дополняют от 50 до 770 слов. А потому 150 новых значений - это далеко не рекорд. И, возможно, прямо сейчас где-то на задворках интернета рождаются слова, которые через пару лет будут главными в нашей жизни.

Копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора
Автор:
29 марта