Насилие, травля и жестокость подростков: В чем корень проблемы? Большой репортаж Подростки зверски избили и раздели школьницу. Видео невероятной жестокости облетело все паблики республики и взбудоражило общественность. Что делать, если подростковая преступность имеет не единичный, а массовый характер? Как объяснить детям, что применение силы и жестокости - это тупик? Смотрите в репортаже «Подруги» до крови.

Происшествия 23 апреля 2022, 12:47 6455

Вы видите разных детей, разных возрастов, из разных уголков страны. Но объединяет их одно – жестокость и насилие.

Казань. 11 подростков избивают ребёнка. Мальчик лежит на земле, но атака продолжается.

Рыбинск. 14-летние подростки избивают своего сверстника.

Брянская область. Толпа школьников избивает десятиклассника.

А это уже Улан-Удэ. На кадрах 15-летняя девочка с окровавленным лицом, раздетая в окружении подростков, которые её избили.

По версии Следственного комитета, в одном из безлюдных мест, издевались над ребенком. Девочка приехала в один из микрорайонов города, где встретила двух девушек. С одной из них она была знакома. Они увели ее на территорию промбазы, избивали и раздели.

На этом история не закончилась. Подростки отвели её в заброшенную квартиру, связали руки и продолжили издеваться над ней.

Дмитрий Столяров, cтapший пoмoщник pyкoвoдитeля CУ CK Poccии пo Pecпyбликe Бypятия: Когда издевательства наскучили, девушки сопроводили обнаженную потерпевшую на остановку общественного транспорта, где оставили и сами скрылись. Случайный прохожий оказал несовершеннолетней помощь, отдал ей свою кофту и отвез на такси домой.

Так звучит первая версия. А вот детали второй – немного другие. Накануне в интернете появилось видео с участницей инцидента, где она подробно рассказала, как избивали свою жертву.

- За каждое лживое слово мы начали ее еще хуже избивать. За то, что она врала. Дело в том, что она в этом виновата сама. Избили ее за то, что она непорядочная.

Со слов подростка, потерпевшую пригласили в гости, чтобы отметить новоселье. Когда девочка приехала, выяснилось - ее позвали не на праздник, а на самосуд. Дети решили проучить подругу за то, что та, якобы спала со взрослыми мужчинами и пила. Устроили допрос и пытки.

- Вот следы крови на стене, вот здесь еще. Это вот все кровь этой девочки. Пол тоже весь в крови. Ее тут связывали, вот бычки, которые тушили об нее.

Заброшенная квартира – популярное место среди молодежи. Со слов соседей, тут постоянно кто-то собирается.

А я и не слышала. Вам-то за стенкой все слыхать.

Нет, а у меня опять ребенок маленький. Побоялась дверь открыть.

– Она кричала девочка?

– Да, она кричала и здесь просто, видимо, парни бегали.

– А о чем она кричала?

– Ну, «помогите, избивают».

– И вы не помогли?

– Не, ну, как я. Вы понимаете, что у нас здесь вообще страшно выйти на улицу. Я вызывала полицию. Они сказали приедут, а они не приехали.

Жители дома испугались, полиция не приехала, а истязатели продолжили избиения. По словам соседей, юные палачи распили спиртные напитки и приступили к порке. Как выяснилось, главными в этом жестоком деле были две подруги – одной 15 лет, второй – 17. Нападавшие были соседками, одна из них снимала тут комнату. 

– Она неделю прожила, такое здесь устроила.

– Что она делала?

– Ну, там ацетоном воняло. Они там химку варили.

– Не очень хорошая девочка.

– Нехорошая, это как понять?

– Ну, типа бандюганка. Для нас это было дико. У меня двое детей. Вы представляете, могла бы быть моя дочь. Я бы на месте мамы этой девочки разнесла бы барак, если честно.

Вообще девчонка хорошая.

– Как так вышло, что если девочка хорошая, так человека жестоко избила?

– Ну, вот случай вот такой. Что-то там, может, не поделили.

– Разве можно так избивать, если даже что-то не поделили?

– Ну, все в жизни бывает.

– Сегодня выходила. Пацаны, одному 19, другому, правда, 15 лет. Я говорю: «А вы не знаете, говорю, за что?» Якобы за неподобающее поведение. Я говорю: «Они сами-то как себя ведут» За что? Они кто такие, чтобы, у них че-то. Это зависит от воспитания. Они ей волосы вырвали, зубы выбили.

–Они самые лучшие подруги были. Они пьяные были. Они потом не поделили что-то. И начали ее избивать.

– Как себя чувствует?

Бабушка пострадавшей: Нормально. Переломов нету, самое основное, лечимся, гематомы.

– Психологическую помощь предлагали?

Нет еще. Нам помощь эта психологическая нужна.

Это невероятно жестокая история осталась бы в тайне, но кадры просочились в сеть. Видео облетело все социальные паблики республики и взбудоражило общественность.

Ирина Казлаускас, старший референт пресс-службы МВД по Республике Бурятия: Обе воспитываются в полных благополучных семьях. При этом 15-летняя обидчица состоит на учете в ПДН. 

Как сообщил наш источник, полгода назад одна из участниц избила женщину. Тяга к рукоприкладству, по всей видимости, с детства - раньше она занималась боксом. Позже выяснилось, пострадавшую девочку несколько днями ранее били те же самые люди. 

Клавдия Ермакова, детский психолог, руководитель службы экстренной психологической помощи Республики Бурятия: Что такое агрессия? Это ведь разрушающие нормы правила социума. И дети, которые проявляют агрессию, они, в первую очередь, показывают наши дефекты - дефекты взрослых. Можно очень громко, очень эмоционально говорить о том, что это виноват интернет, телевидение. Это навязывающее поведение взрослых на самом деле. Это мы – взрослые, показываем, как демонстрировать свою власть, жестокое обращение.

– Вот в этой машине сидит девочка, которая избивала вчера пострадавшую. Буквально вот пару слов спросить. Почему она это сделала? Я не буду ее снимать.

Мать участницы избиения: Ой, идите отсюда. Свои лайки собирайте в другом месте. У нас горе, да. У родителей.

Проблема отношений между подростками, родителями, учителями выходит на новый уровень жестокости. Дети издеваются друг над другом, ругаются с учителями, а те, в свою очередь, срываются на них. Возможно и об этом случае мы тоже не узнали бы никогда, но все это происходило под пристальным прицелом камеры.

По словам специалистов, такие ситуации для подростков не редкость. Драки, потасовки, оскорбления были во все времена. Но с появлением телефонов, социальных сетей выросло и желание показать всем свою силу над слабым.

Клавдия Ермакова, детский психолог, руководитель службы экстренной психологической помощи Республики Бурятия: Они таким образом утверждаются, они показывают часть своей жизни. На уровне хвастовства – «я смог». Можно предположить, что эти девочки когда-то сами являлись жертвами насилия. В том числе физического, психологического, сексуального. Потому что у детей имеется определенный опыт. «Буллят» те, кто когда-то были жертвами и им не нужно причин.

В прошлом году в Бурятии зарегистрировали почти 600 преступлений с участием несовершеннолетних. Рост выявили в Баунтовском, Бичурском, Джидинском, Кабанском районах. В Улан-Удэ большой скачок зафиксировали в Железнодорожном районе.

Наталья Ганькина уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия: Инцидент с ребенком, особенно совершение правонарушения лицом, которое состояло на учете, говорит о том, что есть дефекты в профилактической работе и нужно сейчас прикладывать все усилия для того, чтобы эти дефекты устранить.

А дефекты, действительно, есть. На первое апреля этого года, в службу детского доверия, поступило около 3000 звонков. 13% связаны с жестоким обращением не только в семье, но и среди сверстников. 317 жалоб на агрессивное поведение в образовательных учреждениях. Но психологи утверждают, что цифра на самом деле намного больше. Потому что чаще всего дети о насилии молчат или вовсе перестают об этом говорить, потому что их никто не слышит.

Клавдия Ермакова, детский психолог, руководитель службы экстренной психологической помощи Республики Бурятия: Мы настолько привыкли к тому, что каждый день происходят ЧП, происшествия. Мы настолько привыкли, что это происходит вокруг нас, мы в этом находимся, что мы не замечаем, когда ребенок говорит: «Надо мной смеются», «Меня толкнули». Мы, что говорим? «Ну, потерпи».

История о жестоких издевательствах над 15-летней девочкой дошла до главного следователя России. Что будет дальше с подростками – решит правосудие. Но сработают ли карательные меры? Что делать, если подростковая преступность имеет не единичный, а массовый характер? Как объяснить детям, что применение силы и жестокости - это тупик? Или стоит показать верный путь своим примером?

Клавдия Ермакова, детский психолог, руководитель службы экстренной психологической помощи Республики Бурятия: Нам нужно, просто взрослым, чаще обращать внимание на эти, может быть, тихие, но просьбы о помощи, прислушиваться к тому, что дети нам говорят.

27 апреля