«Я не я, и лошадь не моя». В Бурятии бесконтрольный выпас скота приводит к страшным авариям. Есть ли решение? Поголовное чипирование ждет весь домашний скот. Такой закон приняли депутаты Госдумы по просьбам регионов. Мера необходимая. Бесконтрольный выпас приводит к многочисленным авариям на дорогах. Особо остро этот вопрос стоит в Бурятии. Все подробности в большом репортаже.

Общество 30 августа 2022, 20:38 15141

Поголовное чипирование ждет весь домашний скот. Такой закон приняли депутаты Госдумы по просьбам регионов. Мера необходимая. Бесконтрольный выпас приводит к многочисленным авариям на дорогах. Особо остро этот вопрос стоит в Бурятии.

По этой машине не проезжал трактор, она не врезалась в бетонную стену и не срывалась с обрыва, такие повреждения – результат встречи с табуном лошадей на дороге близ Оронгоя.

Владимир, пострадавший: Мы уже стукнулись об лошадь, остановились. И они еще сбоку побежали.

- То есть прямо на машину?

- На машину, да. Начали перепрыгивать. Друг сидел рядом, ребенок сзади сидел. Хорошо, что все пристегнутые были и, в принципе, никуда не торопились, ехали потихоньку.

Со слов Владимира, такие происшествия вблизи Оронгоя – не редкость. Впрочем, как и по всей Бурятии. С начала года – 84 ДТП с участием животных. Самые опасные в этом плане районы - Тункинский, Иволгинский, Кабанский, Мухоршибирский и Селенгинский. И число дорожных происшествий растет. За последние два года статистика увеличилась на четверть.

 Печальные цифры и у железнодорожников. В ведомстве отмечают, такой «аховой» ситуации как в Бурятии в других регионах нет.

Алексей Мальцев, начальник улан-удэнского отдела инфраструктуры ВСЖД: С начала текущего года на ВСЖД зафиксировано 35 случаев экстренного торможения поездов из-за наезда на крупный рогатый скот. Так, к примеру, 18 августа на перегоне Татаурово-Мостовой произошел сход вагона на грузовом поезде из-за наезда на крупный рогатый скот.

Причина всех этих аварий – бесконтрольный выпас скота. Фермеры отправляют животных на самовыгул, игнорируя правила.

А вот что происходит после аварии. Потерять одну корову или лошадь собственнику не так уж и накладно, а вот возмещение ущерба может влететь в копейку. Например, стоимость автомобиля Владимира около 300 тысяч рублей, плюс компенсация морального ущерба, плюс штрафы за нарушение правил выпаса. И, конечно, административка.

Александра, супруга пострадавшего: Хозяина установили через ветеринара. Хозяин сначала не отказывался. Но после того, как, ну не знаю, с кем-то поговорил по телефону, сказал, что это не мой конь. После этого мы ходили везде обращались. В администрации поселения все разводят руками и говорят, что ничего вы не сможете доказать. Я думаю, не должно быть так, что нельзя доказать. А если бы там гибель была человека? Как-то администрация к этому вообще халатно относится.

Ветеринары уверяют, с правилами выпаса скота знакома каждая администрация и каждый фермер. Во многих муниципалитетах определены места для выгула животных. Но, по всей видимости, их просто игнорируют. Не помогают даже штрафы. К слову, в прошлом году они выросли до 5 тысяч рублей. Спасти ситуацию смогло бы поголовное чипирование.

Всего в Бурятии около полумиллиона голов скота. Из них абсолютное большинство – это крупный рогатый скот (337 000). Показатели чипирования тут вполне высокие (299 000). Также на учете почти каждая вторая коза или баран (всего – 298 000, чипировано ~124 000). Та же история и со свиньями (всего 24 000, чипировано 12 400). А вот собственники коней не так активно ставят животных в электронный сельхозреестр (всего – 52 000, чипировано 15 000). Впрочем, все существующие цифры можно назвать условными. Фермеры скрывают настоящую численность животных.

Дмитрий Калугин, заместитель начальника управления ветеринарии Республики Бурятия: Помогает вот это чипирование определить животное и владельца, чтобы привлечь его можно было к ответственности. Это не проблематично, чип сам стоит от 200 и выше рублей, плюс ветеринарная работа порядка 150 рублей.

Чипирование десятков и даже сотен голов для фермеров накладно. Потому идут на этот шаг неохотно. Но, возможно, поможет своеобразный кнут.

Дмитрий Швецов, председатель комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала Республики Бурятия: У нас на уровне комитета подготовлен ряд уже проектов республиканских законов. То есть они у нас лежат. Но, почему они у нас лежат и мы не можем их вынести на рассмотрение Народного Хурала, потому что на федеральном уровне эта норма об обязательной регистрации животных, она не была закреплена.

Москва пошла навстречу регионам. Месяц назад приняли закон о поголовном чипировании скота. Проблема в том, что в обязательное исполнение он вступит через полтора года. Сроки пугают. Никто не знает, сколько аварий произойдет за это время и сколько пострадавших будут околачивать пороги администраций и судов. По-мнению общественников, все это можно свести к минимуму и без поголовного чипирования.

Maкcим Kиpиeнкo, coпpeдceдaтeль ОНФ в Республике Бурятия: Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Это установка ограждений. Ограждения существуют в настоящий момент относительно дешевые, сетка на натяжных столбах. Кроме того, один из путей решения проблемы – это устройство виадуков над дорогой, таких «зеленых мостов». Когда животные, просто не замечая дороги, могут спокойно переходить, скажем, с речки на поле.

Свои предложения общественники уже озвучивали на разных совещаниях. В ответ – тишина. По всей видимости, раскошеливаться не хотят не только фермеры. Даже ради безопасности граждан.

24 апреля