Лечиться скоро будет нечем. С российского фармрынка уходят импортные жизненно важные препараты. Якобы из-за невыгодных условий. Пациенты и их родственники пишут письма и петиции, а врачи разводят руками. Почему сложилась такая ситуация и насколько она серьезна, разбиралась Евгения Жиравова.
Родители просят спасти детей, больных муковисцидозом. Их жизнь полностью зависит от лекарств. В декабре с фармрынка исчезли сразу несколько жизненно важных препаратов. Официально производители говорят – на полгода, чтобы перерегистрировать лекарства в России. Но пациенты считают - лекарства не вернутся.
- Есть у вас «Фортум», «Тиенам»?
- Даже на оптовых базах нету.
- Ну вот, допустим, «Тиенам» есть сейчас?
- Нет такого.
Муковисцидоз – редкое генетическое заболевание. В Бурятии этот диагноз у 20 детей и 5 взрослых. У Людмилы оба ребенка родились с ним. Большую часть лекарств государство выдает бесплатно. Раньше это были дорогие импортные, сейчас дешевые отечественные. Пациенты считают - зачастую они не только не помогают, но и ухудшают состояние больного.
Людмила Молчанова, региональный представитель общественной организации больных муковисцидозом: По 44 ФЗ поликлиника имеет право закупить тот препарат, который по наименьшей стоимости, а он не всегда эффективен. Участились случаи, когда люди пролежав в больнице, пролечившись, выписываются домой, сами капаются антибиотиками дома, чтобы хоть как-то улучшить свое состояние. Мы идем опять к 90 годам, когда у нас дети будут умирать в детском возрасте.
В такой же ситуации рискуют оказаться пациенты и с другими диагнозами. Около 900 импортных препаратов уходит из России. Теперь и в больницах не выдают, и купить в аптеках невозможно. С этим столкнулись больные онкологией, сахарным диабетом, тяжелыми хроническими и генетическими заболеваниями.
- 28 таблеток - 4 тысячи, а российский аналог 600 рублей. Считается, оригинальный препарат эффективнее, проходят все клинические и доклинические исследования, доказана эффективность. А дженерики - качество, конечно, страдает все равно.
- Люди берут аналоги?
- Берут, а что еще-то им остается делать. Просто говорят – мне надо самое дешевое.
Светлана Хабаркова, председатель комиссии по вопросам здравоохранения Общественной палаты Республики Бурятия: По сахарному диабету есть дженерики. То, к сожалению, по муковисцидозу замена этих препаратов крайне нежелательна. Министерство здравоохранения Российской Федерации это все понимает, бюджет они увеличивают, скажем, на лекарственные препараты. Но, тем не менее, этот вопрос сегодня с повестки дня не снят, он стоит очень остро.
Правила закупок для бюджетных учреждений таковы – если есть два российских производителя, то иностранный к торгам не допускается.
Елена Гармаева, начальник отдела лекарственного обеспечения министерства здравоохранения Республики Бурятия: По поручению президента в Российской Федерации идет приоритетное направление на развитие отечественного производства лекарственных препаратов. Это делается в целях поддержки отечественного производителя. Лекарственные препараты с одним действующим веществом оказывают практически одинаковое действие. Эффективность того или иного препарата импортного или отечественного может сказать лишь лечащий врач.
Но пообщаться с врачами нам не удалось, наши медики отказываются что-либо комментировать по этой теме. Что в принципе уже наталкивает на определенные размышления. Подтверждают их и многие российские врачи.
Анна Воронкова, педиатр клинического отдела муковисцидоза ФГБНУ «МГНЦ»: На дешевых, непроверенных временем и исследованиями горе-препаратах сокращается продолжительность жизни. Наши дети получают не самое лучшее, а самое дешевое.
Мария Евдокимова, оториноларинголог: Вас скоро нечем лечить будет, господа, в тяжелых случаях. Натуропаты - это, конечно, мило, но не в ситуациях, когда все серьезно.
За рубежом больные с муковисцидозом спокойно доживают до пенсии. Наши пишут петиции – не отбирать у них шанс на жизнь. К общественной кампании присоединились родители детей, больных диабетом. Услышат ли чиновники крик о помощи? Времени ждать у этих людей нет.