Об иконе Печерской Богоматери, известной как икона Селенгинского полка, рассказала на своей странице в социальных сетях кандидат исторических наук, экскурсовод Зоя Шагжина. А о чудодейственных свойствах Тихвинской иконы Божией матери знают в Улан-Удэнской и Бурятской епархии и в музее «Семейская старина» в Тарбагатайском районе.
След от пули на лике святого
- В 80-е годы, будучи старшим научным сотрудником фондов Бурятского объединённого музея (ныне Национальный музей РБ), мне довелось атрибутировать тогда ещё никому неизвестную и неприглядную с виду небольшую икону с образом Богоматери с младенцем и изображёнными рядом с ней святыми, - вспоминает Зоя Шагжина.
Икона была загрязнена, «сорочка» порвана в нескольких местах, на лике одного из изображенных святых имелось сквозное отверстие. К «сорочке», так называется ткань, закрывающая иконную доску с оборотной стороны, была привязана металлическая пластина с гравированной надписью, что икона Печерской Богоматери была подарена воинами Селенгинского полка жителям Селенгинска за их поддержку в период обороны Севастополя в 1854 - 1856 годах.
У научного работника возникли закономерные вопросы - что это был за Селенгинский полк и какую поддержку и почему оказали жители города Селенгинска, ныне посёлка Новоселенгинска, воинам? И та ли это икона, которая была подарена воинами полка жителям Селенгинска?
В советское время никакой литературы, определителей и каталогов по иконическим изображениям найти было невозможно. Пришлось перерыть много архивных документов, специальной литературы по истории русской армии, истории Селенгинска, просмотреть множество изданий периодической и религиозной печати. Это был трудный, но увлекательный и захватывающий поиск нужной информации, который продолжался с перерывами почти два года.
- Весомым аргументом того, что перед нами именно та икона, которая была подарена воинами Селенгинского полка жителям Селенгинска, явилась заметка старейшего жителя Селенгинска Григория Кондакова в «Прибавлениях к Иркутским епархиальным ведомостям» за 1865 год, где автор описал икону с «раной» на лике и причину такого ценного приношения.
Сегодня про легендарный Селенгинский полк знают в нашей республике многие. Ну а тогда мало что было известно, - продолжает экскурсовод.
Бородино и Севастополь
Селенгинский полк — один из старейших в российской армии. Полк участвовал в Бородинском сражении, его имя написано золотом в Большом Кремлёвском дворце и в храме Христа Спасителя
Выяснилось, что полк был укомплектован был в середине 18 века в Тобольске для сопровождения ссыльнопоселенцев в далёкую Селенгинскую Даурию - так называли тогда Забайкалье. По месту назначения он был назван Селенгинским. Прибыв сюда, полк больше полувека квартировал в Селенгинске, охраняя российскую границу. За это время полк пополнялся за счёт местных русских казаков и казаков-бурят.
- Местные жители относились к воинам полка как к родным, - отмечает Зоя Шагжина.
Перед началом Отечественной войны 1812 года полк совершил беспримерный пеший переход под Москву и принял участие в Бородинском сражении. Солдаты полка показали пример героизма, мужества и отваги. С этого времени 41-й Селенгинский пехотный полк (таково его официальное название) принимал участие во всех военных сражениях России и всегда показывал себя с самой лучшей стороны. За свои подвиги, героизм и отвагу полк был награждён в разные годы Гергиевским знаменем, правом барабанного боя, знаками на кивера. Имя полка золотом написано на стенах Гергиевского зала в Кремле, в храме Христа-Спасителя, именем полка названа улица в Севастополе.
В самые тяжёлые годы обороны Севастополя в 1854 - 1856 годов жители Селенгинска поддерживали связь с солдатами полка, собирали для них и посылали деньги, посылки с необходимыми вещами, писали письма. В благодарность за помощь солдаты передали Селенгинску икону Печерской Богоматери, под защитой которой они воевали.
Точку поставила экспертиза
Точку в этой почти детективной истории с обретением иконы поставила экспертиза «раны» на лике святого Феодосия, выполненная Забайкальской лабораторией судебно-медицинской экспертизы. Было установлено, что «рана» получена от металлического осколка, и в волокнах древесины сохранились мельчайшие частицы свинца и пороха.
- Сама по себе икона не имеет высокой художественной ценности, она написана непрофессиональным художником с нарушением иконографического канона в изображениях ликов, одежды, пропорций тела, - поясняет Зоя Александровна. - Краски плотные, мутные, образы не отличаются особой выразительностью и привлекательностью. Но икона имеет другую ценность: она является раритетом, имеющим самое прямое отношение к истории Селенгинского полка и всей русской армии, истории Селенгинска и его жителей. Она выполняет, помимо религиозной, ещё одну очень важную функцию - патриотического воспитания.
На сегодня икона Печерской Богоматери - защитницы русских воинов - выставлена в экспозиции Национального музея РБ, посвящённой участникам СВО. Кроме того, одна копия иконы освящена и передана в дар храму Вознесения Господня в Новоселенгинске, а вторая — Севастополю в память об исторической связи между регионами. Кроме того, четыре года назад икона была представлена в Москве, в музее-панораме «Бородинская битва», на выставке «Полковая святыня. Из истории Селенгинского полка».
«Чадоподательница»
Тихвинская икона почитается как покровительница детей, также перед образом молятся об исцелении от сердечно-сосудистых, неврологических, заболеваниях опорно-двигательного аппарата и от глазных болезней
Тихвинская икона Божией Матери — одна из наиболее почитаемых православных икон. По преданию, икона была написана самим апостолом и евангелистом Лукой в дни земной жизни Богородицы. Несколько столетий этот рукотворный образ находился в Иерусалиме, а затем был перемещён в Константинополь. В 7 веке, во времена иконоборцев, чтобы сохранить образ от уничтожения, святой Герман, патриарх Константинопольский, пустил его в море. Икона достигла Рима и целое столетие пребывала там, а затем чудесно возвратилась в Константинополь.
В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась на реке Тихвинке, близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен храм, а впоследствии устроен Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, в котором чудотворная икона пребывает и в настоящее время.
Тихвинская икона почитается как покровительница детей — через нее верующие просят благополучия и здоровья для них, а также чадорождения, поэтому икону еще называют «Чадоподательницей». Также считается, что Тихвинская икона исцеляет болезни и приносит спокойствие тем, чей разум находится в смятении. Перед образом молятся об исцелении от сердечно-сосудистых, неврологических, заболеваниях опорно-двигательного аппарата и от глазных болезней.
Две иконы
В Бурятии есть уникальный точный список чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, написанный в 1910 году и присланный из Пскова митрополиту Иосифу. Его особенность состоит в том, что он запечатлел конкретный этап реставрации чудодейственной иконы.
В 1910 году древняя икона была раскрыта из-под многовековых наслоений, копоти и потемневшей олифы иконописцем-реставратором Григорием Осиповичем Чириковым. Во время реставрации он захотел запечатлеть для памяти древний образ таким, каким его видели многие поколения верующих людей. На этом точном списке лики и руки Пречистой Богоматери и Богомладенца Христа, его ножки изображены в том виде, какими они были до реставрации — потемневшими от времени. Одежды Пречистой Девы изображены как бы в процессе реставрации - частично раскрытыми, а одежды Богомладенца - уже полностью раскрытыми, сияющими золотом и яркими красками.
Список из Пскова находится в алтаре храма в честь Преподобного Сергия Радонежского на Верхней Берёзовке. Кроме того, репродукцию Тихвинской иконы Божией Матери можно увидеть в Тарбагатайском народном музее «Семейская старина». Музей работает с 1982 года и располагается в здании районного дома культуры. Здесь хранятся книги, иконы, предметы быта, одежда допетровской Руси, всего около 560 экспонатов.
- Тихвинская Икона Божией матери 18 века, была передана в дар музею, но документов, кем и когда, не сохранилось, - говорит заведующая музеем «Семейская старина» Юлия Пластинина. - По сведениям предыдущего хранителя, эта и другие иконы раньше находилась в Куналейской церкви, но храм сгорел. Иконы нуждаются в реставрации, но сделать это будет очень трудно. Поэтому специалисты из Москвы посоветовали оставить их в нынешнем состоянии.
Фото Национального музея РБ, Улан-Удэнской и Бурятской епархии, музея-панорамы «Бородинская битва», народного музея «Семейская старина»