Груз, мешающий жить Откуда берутся неосознанные стратегии и как их побороть?

Общество 21 января 2024, 16:39 4512
Груз, мешающий жить
фото: Ариг Ус

Неосознанные стратегии, как тень, следуют за нами, могут сопровождать человека всю жизнь и чаще всего мешают достигать целей. Как неосознанные стратегии влияют на жизнь и мешают самореализации? Тему обсудила Лариса Иринцеева в программе «Рефлексия» (12+), которая выходит на телеканале Ариг Ус. В этом ей помогла бизнес-психолог, основатель Центра самопознания «Айсберг» Валентина Лубсанова.

Лист в крапинку

- Что это за неосознанные стратегии, которые так сильно на нас влияют? – задала первый вопрос ведущая.

- Неосознанные стратегии – это то, что мы не можем осознать. Кажется, что какие-то высшие силы не дают куда-то двигаться, а на самом деле это неосознанные стратегии, которые берутся в детстве, - объяснила специалист. - Принято считать, что новорожденный ребенок - это чистый белый лист, но на самом деле, я бы сказала, что это лист в крапинку. Как художник на чистом листе, ребенок записывает опыт в свое подсознание через нейронные связи, через которые этот опыт и закрепляется. И записывается он очень прочно. Например, мне не надо думать, как взять стакан в руки. Или мне не надо вспоминать каждый раз, как писать, я пишу на автомате. Точно так же формируются неосознанные стратегии.

По словам Валентины Лубсановой, опыт прочно записывается на подкорку сознания, если он происходил систематически. Одноразовая неприятность не имеет особого значения. Но если это превращается в систему, то записывается устойчивая нейронная сеть. И, исходя из нее, человек двигается дальше.

- Часто люди говорят: «Я не умею просить» или «Мне страшно просить». Почему так происходит? Маленький ребенок подходит к маме и о чем-то просит. И мама в тот момент могла быть уставшей, раздраженной, замкнутой в себе. И когда ребенок просил, он почувствовал себя беззащитным в этот момент. И если система повторяется, у него запишется устойчивая нейронная связь, что «просить опасно», «лучше не просить» или «когда я прошу, мир становится опасным».

- Я знаю пару примеров девочек, которые в детстве хотели помогать мамам, а они говорили: «Ну не мешай». Или когда девочки говорили: «Мама, давай я постряпаю», а те говорят, что «Ты еще маленькая». И теперь, будучи взрослыми, они совершенно ничего не умеют и не любят это, - заметила Лариса Иринцеева. 

- И, скорее всего, у них очень серьезные проблемы в личной сфере, - подхватила специалист. – Либо они не замужем, либо замужем, но с большими претензиями и сложностями. Как раз записалась эта нейронная сеть, что просить опасно, нельзя или ты недостойна просить. В результате ребенок вырастает с этим знанием.

По итогу человек начинает жить в этой стратегии и она остается с ним до того момента, пока он ее не осознает.

- Эта стратегия разворачивается на всех уровнях, начиная с телесного, - рассказывает психолог. - Например, в момент опасности мы сжимаемся и пытаемся сутулиться для того, чтобы сохранить жизненно важные органы. Это наш инстинкт. Разницы нет, какая это опасность – реальная или иррациональная. Либо ребенок реагирует на осуждающий взгляд мамы  ссутулившись. И в детском саду он так же будет реагировать на осуждающий взгляд воспитателя, хотя он может быть направлен на другого ребенка. И теперь каждый раз, когда он видит, неважно, в чью сторону направленный, осуждающий взгляд, он каждый раз будет съеживаться. И потом это становится частью осанки.

Глубинная боль

Так неосознанная стратегия становится частью человека и начинает следовать за ним на всех этапах жизни.

- Выйдя замуж, у женщины с такой стратегией начинаются проблемы. Просить нельзя, она что-то делает сама, пыхтит, но в то же время думает: «Они должны были догадаться, что мне плохо, а не подошли, могли бы прийти помочь» и так далее. Но никто не придет и не поможет, потому что, вообще-то, мы должны заявиться с этим. По итогу все превращается в претензию, обиды, раздражение, гнев, какие-то вспышки. Женщина не понимает, почему срывается на детей или на мужа.

«Иногда люди месяцами и годами сомневаются, вместо того  чтобы что-то сделать с этими сомнениями. Кажется, что это просто сомнение, но на самом деле, если раскопать, причиной может быть сильнейшая боль или страх. Поэтому сомнения - это не просто сомнения. У них есть почва, и причем всегда в этой глубине находится какая-то боль»

Специалист добавила, что с такими неосознанными стратегиями не делаются дела, не зарабатываются те деньги, которые хочется зарабатывать, не воплощаются в реальность мечты, нет путешествий и отношений, которых хочется, а также не реализуются ценности. К тому же не реализуются дела по душе, потому что, по словам психолога, это происходит тогда, когда человек честен с самим собой, свободен и считает себя вправе делать то, что хочет.

- Как это происходит на примере бизнеса. Мы предлагаем свою услугу: «Приходите ко мне и покупайте это», но внутри происходит искажение, и нам кажется, что мы просим: «Ну, пожалуйста, купите это у меня». А просить-то страшно, поэтому появляется проблема.

Способы борьбы

При этом некоторые люди могут спутать неосознанную стратегию и скромность. Но Валентина Лубсанова отметила, что это разные понятия.

- Человек может быть крутым предпринимателем, бизнесменом, зарабатывать большие деньги и быть скромным. Но он умеет хорошо просить и хорошо предлагать. Но люди часто путают эти два качества. Они закрываются, говорят: «Я скромный» и так находят себе удобное оправдание.

- Как в себе это побороть, как изменить? - задала главный вопрос Лариса Иринцеева.

Психолог отметила, что первый вариант - разобрать глубинную стратегию, добраться до боли и проработать ее с помощью специалиста. Второй вариант – побороть стратегию через новые действия.

- Если человек боится собак, то он может начать гладить щенят, увидеть, что он маленький и беззащитный, что он тоже нуждается в поддержке. Позже увеличивать контакты с собаками. И в какой-то момент он  поймет, что, оказывается, не боится собак. Так можно работать с любыми страхами, в том числе и со страхом просьбы. Не нужно сразу ставить себя на эшафот и пусть даже на трясущихся коленках, но потихоньку это делать. Часто бывает страшно просить близких. Если вам проще с незнакомцами, начните просить помощи у них. Они вас не знают, отсутствуют в вашем ближнем окружении и, даже если осудят, завтра вы его не увидите. Поэтому сделайте это, - советует Валентина Лубсанова.

По словам психолога, люди, проработавшие свои проблемы, меняются. Некоторые избавляются от физических болей, например, болей в спине, напряжений в теле или бессонницы. Также человек меняется и в эмоциональном плане, налаживает отношения с близкими и становится добрее. Кроме того, у него становится меньше сомнений, поэтому может смело заниматься тем, что он хочет.

- Поэтому важно убрать собственные неосознанные стратегии, вернуть себе внутренние опоры и начать слушать себя. Когда мы слышим себя и нам ничего не мешает,  просто берем и делаем то, что хотим.

- Все-таки это, в первую очередь, работа со специалистом? – поинтересовалась ведущая.

- Конечно, важно начать со специалистом, но здесь все зависит от цели,  задачи. Если задача масштабная, то в любом случае должно быть внешнее сопровождение. А если задача не такая колоссальная, скажем, просто навести порядок у себя, то сейчас на самом деле много всевозможных курсов и тренингов. Часто бывает достаточно послушать лекцию или посмотреть видео, чтобы понять, что, оказывается, проблема решаема.

Архив программы «Рефлексия» (12+) можно посмотреть на нашем сайте в разделе «Передачи», а также на YouTube-канале arigustv.

8 мая