Аборты под запретом. Скандальный законопроект активно обсуждают по всей стране. Самого документа еще нет, однако разных мнений вокруг него уже хоть отбавляй.
Начнем с небольшого экскурса в историю. До 1920 года аборт в России считался преступлением, за это могли и казнить. С приходом советской власти наша страна стала первой в мире, где операции легализовали, правда, ненадолго - с 30-е по 50-е годы вновь ввели запрет. Как следствие, количество криминальных абортов выросло до 90%, повысилась и женская смертность. Сейчас вновь начали вводить различные ограничения.
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации: С серьезной тревогой слежу за тем, как сейчас идет дискуссия в обществе по вопросу абортов. Такой нездоровый накал, подогреваемый непродуманными, невзвешенными, порой провокационными заявлениями, в том числе статусных людей, на мой взгляд, это недопустимо.
Но идут не только разговоры. Так, в начале октября Минздрав ужесточил оборот препаратов для прерывания беременности. По данным ООН, Россия - мировой лидер по количеству абортов. За последние 30 лет сделано более 50 млн операций, искусственно прервана каждая вторая беременность. В Бурятии с начала этого года сделано более 1000 операций, и это только по желанию женщины.
Наталья Логина, заместитель министра здравоохранения Республики Бурятия: В первую очередь речь идет о сложной жизненной ситуации, когда женщина обнаруживает факт незапланированной беременности. Принятие решения, что делать самостоятельно с наступившей беременностью, - это самая сложная проблема, которая сейчас стоит перед медицинскими работниками.
Уже сейчас в ряде регионов начали принимать законы о запрете склонения к прерыванию беременности. Где-то это на стадии обсуждения, эти регионы окрашены на карте в синий и серый цвет. В Крыму и Липецкой области, здесь они красные, все частные клиники уже ограничили аборты. Зеленым выделены те регионы, где ограничения ввели в части клиник.
Надежда Гершевич, президент фонда «Радость материнства»: Моя позиция: я за запреты абортов, но я понимаю, что, скорее всего, это нереально. Поэтому я, конечно же, за запрет абортов в частных клиниках, потому что мы не имеем ни контроля, не знаем статистики, что там происходит. Я знаю точно, что там есть нарушения. В государственных женских консультациях соблюдается закон о неделе тишины, мы всех отправляем на консультацию перед абортом, а в частных клиниках мы не знаем что.
Тем временем, согласно опросу Фонда общественного мнения, больше половины россиян (65%) не поддерживают инициативу о полном запрете абортов, более 20% одобряют инициативу, 14% с ответом затруднились.
Игорь Марковец, председатель комитета по социальной политике Народного Хурала Республики Бурятия: Если мы вводим запреты законодательные, мы сразу же разогреваем рынок химии в интернете, сразу же вытаскиваем всяких повитух из подвалов, они начнут делать незаконные аборты. Женщина все равно пойдет на аборт, если она это решила. А вот если она понимает, что своим действием убивает ребенка, то здесь надо, конечно, 100 раз подумать, ради чего она это делает. Государство должно создать все условия для женщины, которая забеременела.
Как говорят законодатели, на федеральном уровне идет работа по исключению этой медицинской услуги только в коммерческих клиниках. Также планируется сократить срок, при котором возможно прерывание беременности. Напомню, самого документа еще нет. Законопроект планируется внести на рассмотрение в Госдуму уже весной.