Мифы и факты о ЕГЭ в Бурятии. Как изменился госэкзамен за 15 лет От угадайки до исследований. ЕГЭ в этом году отмечает свое официальное 15-летие в стране. За это время изменилось не только его содержание, но и мнения насчет его необходимости.

Образование 25 февраля 2022, 22:01 5827

- Одни называют его шансом уехать в другой город, другие - риском серьезно повредить свою нервную систему. ЕГЭ официально отмечает в этом году 15-летие в России. За это время вокруг экзамена витало немало сомнительных высказываний. Мы расскажем о самых популярных и подтвердились ли они. Итак, мифы и факты о ЕГЭ в Бурятии.

Мифы и факты о ЕГЭ в Бурятии

Первые пробные ЕГЭ в Бурятии прошли в 2005. В эксперименте участвовали 15 районов. В 2006 сдавали уже во всех школах республики. А еще через 2 года экзамен стал обязательным по всей стране.

Ирина Эрмиль, шеф-редактор программы «Восточный экспресс», выпускница Верхнежиримской школы 2005 г.: Нам говорили, что мы первые в республике, кто сдает. Это воспринималось, как полет в космос - ты вообще ничего не знаешь. Учителя все в страхе.  Они транслируют этот страх тебе, ходили такие разговоры - если, заполняя, ты выйдешь за пределы клеточки, твой бланк компьютер не прочитает, выплюнет и ты больше никогда никуда не сможешь поступить.

Первая волна сдавала всего 2 экзамена - русский и математику. Затем в списке стало 5 предметов. Сейчас на выбор 12. В том числе и бурятский язык.

Ципилма Раднаева, учитель истории и обществознания школы №8, эксперт ЕГЭ: Сначала они были в конвертах, через сколько рук они проходили, потом ответы назад уводились. Года 2 назад стали распечатывать в самом кабинете, а с прошлого года ответы сканируются и уже с самого кабинета отправляются.

Но с годами экзамен обрастал слухами. В том числе не оправдались и некоторые ожидания. Рассмотрим на примерах. Больше выпускников уезжают из Бурятии

Яна Варфоломеева, ученица 10 класса «Б» школы №8: У меня есть города и ВУЗы, в которые я планирую поступать, это не Улан-Удэ. Это Санкт-Петербург, Тюмень и надеюсь поступить в Иннополис.

Валерий Поздняков, ВРИО министра образования и науки республики Бурятия: Если в начале 2000-х годов где-то 26% поступало в вузы за пределами республики Бурятия, то с появлением ЕГЭ к 2008 году, когда все стабильно стало - уже 28%. Многие ребят не только в Российской Федерации поступают. Они же поступают и за рубежом. Последнее время популярны страны Европы - Чехия, Польша, до этого была Испания.

Местные вузы не добирают абитуриентов

Алдар Дамдинов, ректор бурятского государственного университета: Отток он все равно усилился, в том числе конечно из-за ЕГЭ. Региональным ВУЗам гораздо труднее. Это в плане набора. Какой-то период был, когда бюджетных мест давали центральным ВУЗам. Мы фактически на одной шахматной доске. Но, при этом какой вуз предоставит лучшие условия - тот и привлекает. Самое главное - создать условия, чтобы он вернулся.

Игорь Сизов, ректор восточно-сибирского государственного университета технологий и управления: Ребята всегда выезжали, но раньше они выезжали почему - кто-то хотел поступить в конкретный ВУЗ. Сейчас - я просто хочу уехать, в любой ВУЗ, только бы уехать. Остается там работать. Через какое-то время по такому же пути идут брат, сестра, и постепенно идет вымывание и взрослого поколения. За последние 25 лет население ДФО с 10,5 млн сократилось до 8,5 млн. Если будет сохраняться такая же тенденция, через 50 лет здесь никого не останется.

Качество образования повысилось

Валерий Поздняков, ВРИО министра образования и науки республики Бурятия: 2016 - 20 человек, 2020-21 по 46. То есть число стобалльников выросло и впервые за всю историю ЕГЭ у нас появились 100-балльники по математике профильной, географии и обществознанию. Что интересно, что число 100балльников у нас было в 2020 году. Возможно потому, что сроки немного сдвинулись на конец.

Игорь Сизов, ректор ВСГУТУ: Существенно снизилось качество выпускников школ. Существенно снизилось. Когда приходят ребята на лекцию, и ты с ними начинаешь разговаривать, ты видишь, что уровень сегодняшних выпускников наших школ гораздо ниже уровня выпускников, которые были 20, даже 15 лет назад. Наверное, сама система ЕГЭ и система подготовки в школе заточена как раз на сдачу ЕГЭ и на остальные все процессы. И, видимо, ребенок что-то упускает.

- За 15 лет изменилось не только содержание экзамена, но и сами дети. Подумать только, ребята, которые будут сдавать экзамены в этом году, знали о них с рождения. Но некоторые детали все-таки остались неизменными.

Вопросы к экзаменам по-прежнему составляет специальная комиссия. Основная часть - из школьной программы. А вот подход к подготовке, да и психологический настрой - немного сменили ракурс. Дети панически боятся ЕГЭ

Ирина Эрмиль, шеф-редактор программы «Восточный экспресс», выпускница Верхнежиримской школы 2005 г: Это была какая-то массовая истерия, напряженное состояние. Я очень сильно нервничала. Не дай бог ты пастой что-то не так отметил и что на твоей жизни будет поставлен крест - висело над нами как дамоклов меч. Не знаю, мы больше эмоционально выдержали этот экзамен, чем теоретически.

Максим Цыбикжапов: В глубине души, наверное, есть какой-то страх. Я боюсь, боюсь запутаться, неправильно номер ввести, там же надо все четко.

Юлия Цыренова, ученица 10 класса «Б» школы №8: Я ЕГЭ не особо боюсь, это почти как ОГЭ, просто немного сложнее. Самое страшное понять где-то на 3-ем курсе университета, что ты сделал неправильный выбор.

Ципилма Раднаева, учитель истории и обществознания школы №8, эксперт ЕГЭ: Я тоже мама. Очень страшно, когда твой ребенок сдает. Что она там сделала, как сделала? Смогла? Справилась ли? Мне кажется, больше всего боятся родители.

Михей Иринчеев, выпускник, ученик 11 класса школы №19: Ничего страшного не вижу. Мне кажется, отличники больше боятся, нежели чем хорошисты или троечники.

Валерий Поздняков, ВРИО министра образования и науки республики Бурятия: Бывают, у нас дети переволнуются - и давление подскакивает.Такие случаи регулярно - 1-2 случая каждый год.

Нельзя сдать егэ без репетитора

Ирина Эрмиль, шеф-редактор программы «Восточный экспресс», выпускница Верхнежиримской школы 2005 г: В деревне консультации-то родом да годом, я очень стабильно занималась сама. Мы накупили кучу материалов, и я дома их штудировала. Найти репетитора в деревне - нет, невозможно было. На тот момент Интернета не было.

Михей Иринчеев, выпускник, ученик 11 класса школы №19: Я думаю, на базе школьной программы сдать нельзя - может быть можно, но не на такой высокий бал. На минимальный балл может быть. Я начал заниматься с репетитором с начала года. С сентября, по некоторым предметам еще с августа.

Юлия Цыренова, ученица 10 класса «Б» школы №8: Когда с репетитором занимаешься - уже знаешь, что будет на экзамене, хитрости разные для упрощения и много другого. Я хожу на онлайн уроки.

Яна Варфоломеева, ученица 10 класса «Б» школы №8: Я не люблю ходить к репетиторам. Я не смогу сидеть 2 часа, мне проще самой готовиться по онлайн урокам. Это реально сдать.

Игорь Сизов, ректор ВСГУТУ: Мы 100-балльников ежегодно опрашиваем. Последние 2 года родители говорят - мы не нанимали репетиторов. Мы использовали имеющиеся интернет-ресурсы. Уже роль репетитора, она значительно меньше. Это одна сторона. Вторая - у нас же 100-бальники не только в городе Улан-Удэ, а в Баракханской школе Курумканского района. Какие там репетиторы? А дети 100 баллов получают.

Шпаргалки помогают

Роман Шмулевич, выпускник 2010 года: Я сдавал в 2010 году и мне удалось воспользоваться шпаргалками. У меня был кнопочный телефон и как на Б и Ц делилось. Вопрос Ц по обществознанию я писал СМСкой и СМСкой мне приходили ответы. И там не было ни камер, ни какого-то сверхконтроля. Некоторые преподаватели вообще закрывали глаза.

Яна Варфоломеева, ученица 10 класса «Б» школы №8: на ЕГЭ явно невозможно. Если попадешься - проблемы будут с пересдачей. Там уже готовиться сложнее будет.

Михей Иринчеев, выпускник, ученик 11 класса школы №19: Говорят, что это нереально. Учителя говорят - если вы спишите даже, если вас там не заметят на экзамене, то вам потом в университет придет и вас отчислят.

Валерий Поздняков, ВРИО министра образования и науки республики Бурятия: Видеозапись хранится где-то до марта следущего года. За этот период происходят еще неоднократные отсмотры. Т.е. ребенок может уже поступить в ВУЗ, списал и никто его не заметил. Отучится полгода, может даже сдать первую сессию и будет выявлено, что он нарушил порядок проведения ЕГЭ. Ему экзамен аннулируют, аттестат аннулируют и из ВУЗа он выходит. Не только бумажные носители - на руке - на ладошке если вы что-то напишите, тоже будет нарушение. Это только кажется, что никто не заметил, на самом деле видно все.

Списать на ЕГЭ сейчас действительно почти невозможно. Но нарушения все же фиксируют. В основном - это попытки пронести в аудиторию шпаргалки или телефон. В таких случаях выпускников дисквалифицируют. За более серьезные нарушения - грозит штраф. Например, если кто-то решит подкупить педагога. Так называемые «решалы» оказывается, встречаются и в наше время. И это факт.

Валерий Поздняков, ВРИО министра образования и науки республики Бурятия: Число таких нарушений. За последние три года 20-21 нарушений фиксируется. И учителей штрафуем, и детей, которые достигли 18 лет, и родителей детей, которые не достигли 18 лет ежегодно штрафуем. Если вы хотите попросить какого-то учителя помочь ему, то будьте добры, приготовьте сразу же 40-50 тысяс рублей. Потому что сейчас все находится под видеонаблюдением, т.е. штраф на учителя за нарушение порядка проведения ЕГЭ составляет от 20 до 40 тыс. Плюс со стороны директора - ему идет административное взыскание или выговор, что не позволяет этому учителю выплачивать премию. Это очень значительные деньги.

Запись о нарушении порядка вносится и в личное дело выпускника. А это значит, дорога в правоохранительные органы или на Госслужбу ему будет заказана. Но, ходят слухи, что такой особый надзор на ЕГЭ может кануть в лета. Хотя это не факт. Будущее госэкзамена пока весьма туманно. Разделились и мнения наших экспертов.

Роман Шмулевич: Мне кажется не ЕГЭ надо менять, сам подход, нужно чтобы дети не запугивались. ЕГЭ это обычный экзамен и к нему надо подходить также.

Игорь Сизов, ректор ВСГУТУ: Наверное, было бы хорошо, если бы ЕГЭ был бы отменен. Если будет принято решение об отмене ЕГЭ, тогда должна будет составлена некая дорожная карта, в которой четко будет прописано - ЕГЭ будет отменен через 3 года. Это требуется на мой взгляд как минимум 2-3 года, постепенно должны переходить.

Валерий Поздняков, ВРИО министра образования и науки республики Бурятия: Отменять конечно никто не будет, потому что та задача, которая была поставлена изначально - обеспечение объективности, равных возможностей для всех обучающихся. Этот вопрос ЕГЭ уже решило. Я думаю, что мы когда-то придем к тому, что ЕГЭ можно будет сдать в любой период времени. Пусть это будут определенные постоянные пункты проведения экзаменов какие-то, куда любой человек записавшийся за месяц может прийти и сдать ЕГЭ независимо от возраста. Когда-то мы к этому придем.

Максим Цыбикжапов: Думаю, можно уменьшить проверку, чтобы дети не сильно напрягались. Думаю, этого достаточно.

Алдар Дамдинов, ректор бурятского государственного университета: Когда-нибудь придет время, когда ребенку будет дана возможность пользоваться всеми элементами - интернет, сотовые, т.е. то, что мы в повседневной жизни используем. Важно уметь пользоваться уже теми инструментариями, которые уже предоставило общество. На сегодняшний день ЕГЭ в эту сторону и двигается. Все-таки ЕГЭ - это не то, чего нужно бояться. Нужно бояться другого - само отношение ребенка к знаниям. Он должен стремиться получить хорошие знания, а ЕГЭ только инструментарий.

- Ну, и напоследок хотелось бы сказать - экзамены всегда были, есть и конечно же будут. И неважно в каком формате их будут сдавать школьники, главнее знания, которые они смогут применить в своей жизни.

Полное или частичное копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора Ариг Ус online

10 мая