В Улан-Удэ открылся клуб путешественников. Первая встреча состоялась 18 января в ресурсном центре патриотического воспитания, туризма и спорта. О своих восхождениях рассказали бурятские альпинисты, которые поднимались на семитысячники — Баир Батуев и Каркунова.
Проверить себя и исполнить мечту
Арюна Каркунова — математик, педагог, инженер Улан-Удэнского авиазавода и мама двоих детей. А еще она первая девушка из Бурятии, которая поднималась на пик Ленина. Это горная вершина в системе Памира на границе Кыргызстана и Таджикистана, одна их высочайших в Центральной Азии. Восхождение на такую вершину — дело опасное, не исключены и природные катаклизмы. Так, в 1990 году сорвавшийся с пика Ленина ледник уничтожил альпинистскую стоянку, погибло 43 человека.
На пик Ленина Арюна отправилась, имея за плечами восхождения на Мунку-Сардык, Эльбрус и Белуху. Вся экспедиция заняла 28 дней, на 26-й из которых альпинистка дошла до вершины. Повлияли различные технические моменты и, самое главное, необходимость акклиматизации. Как объясняют сами альпинисты, график восхождения похож на пилу — поднимаешься, спускаешься, снова поднимаешься чуть выше, и так до тех пор, пока организм не будет готов подняться на намеченную вершину.
Поэтому несколько дней Арюна жила в базовом лагере на высоте 3700 метров, поднималась радиальным выходом на плечо Петровского (высота 4100), затем переходила из лагеря в лагерь на высотах 4400, 5300, 6100. Приходилось и спускаться вниз для восстановления организма — несмотря на солнцезащитные очки, девушка получила ожог верхних век и отек, а еще от мытья посуды сильно потрескались пальцы. В целом, пока шла акклиматизация, было очень непросто.
- Пришла в лагерь номер один уставшей после 15-километрового перехода и через два часа получила первых «люлей» от высоты. Как будто сзади кто-то подбежал и дал мне по затылку битой. Голова болит, всё как в тумане, - рассказывает девушка. - Мне повезло, прошло быстро. Во время ночевки на пике Юхина на высоте 5100 просыпалась от одышки. В лагере номер два было совсем тяжело. Я хотела спать и ничего не делать. Мне ребята сказали: «Если ты сейчас ляжешь, у нас ночью будут спасработы по спуску тебя. Поэтому вот тебе лопата». Два часа я ровняла места для палаток, и стало легче.
К сюрпризам организма следует добавить таяние ледников, необходимость перебираться через опасные трещины и ждать погодное окно. На сам пик Ленина Арюна взошла достаточно быстро.
- Так как у меня была хорошая акклиматизация, взошли мы быстро: в 2 ночи вышли, в 10 утра были, причем полтора часа просто прятались за скалами, потому что был ураганный ветер 55 километров в час. Но переждали, ветер стих, и вершина нас приняла и отпустила обратно, - вспоминает Арюна Каркунова.
Но в восхождении мало подняться, надо еще и благополучно спуститься. На высоте 5300 метров группе сообщили, что несколько минут назад парень из Иркутска упал в трещину, пролетел 6-7 метров, получил переломы и не может сам передвигаться. Мужчины-гиды и напарники Арюны по восхождению участвовали в спасработах, а девушке доверили спустить вниз туристу, клиентку одного из гидов.
- Переход был очень опасным, так как дело было уже после обеда и снег подтаял. Но все обошлось, - говорит Арюна. - Правда, вернувшись домой в Улан-Удэ, я обнаружила, что «отупела»: не смогла вспомнить ученика, мне ничего не хотелось делать. Видимо, дало о себе знать кислородное голодание. Для восстановления пришлось сходить к неврологу, пройти курс уколов и капельниц.
Оглядываясь назад, Арюна уверена — если бы у нее была «машина времени», она бы, не задумываясь, прошла все испытания заново.
- Было тяжело, нужно много сил, но главное — проверить и победить себя, - считает она. - Я взяла себя в руки и сделала то, о чем мечтала.
«Если ты сейчас уснешь, мы тебя будем вытаскивать»
Профессионального альпиниста и гида Баира Батуева в Бурятии знают многие. За его плечами восхождения на пик Ленина, пик Корженевской и пик Коммунизма (ныне пик Сомони), экспедиция на Хан-Тенгри и пик Победы, многочисленные походы в горы Восточных Саян и Тункинских гольцов.
Также Баир Мункуевич помогал девушке - колясочнице Аюне Бербидаевой подниматься на Мунку-Сардык и вместе с другим известным альпинистом Александром Семёновым спас троих иранцев и одного россиянина на пике Коммунизма в Таджикистане. Группа провела ночь на высоте 7000 метров и люди обессилели из-за нехватки кислорода. Девушку-иранку, которая не могла ходить, пришлось спускать с горы неделю, россиянину в итоге ампутировали обмороженные пальцы на обеих ногах.
На встрече клуба путешественников Баир Батуев рассказал о своём первом студенческом восхождении на Эльбрус — высочайшую вершину России и Европы. Её высота — 5642 метра над уровнем моря.
- Впервые я поднялся на Эльбрус на пятом курсе ВСГАКИ. Мы нашли спонсора - «Байкалфарм» - и поехали. На высоте нас всех стало «плющить», ребята пошли на вершину, а я не смог взойти, - вспоминает Баир Батуев. - Мне поставили на высоте палаточку и сказали: «Если ты сейчас уснешь, мы тебя будем вытаскивать». А у меня голова раскалывается и тошнит. Палатка стояла на наклонной плоскости, я в один угол забился, достал таблетку от головной боли и выронил. И она в угол укатилась. И мне было настолько тяжело, что я не смог проползти эти полтора метра за таблеткой. Лег и уснул. Проснулся от жары, кое-как вылез из палатки и увидел возвращающихся ребят. Вспомнил советы бывалых высотников, прополз пару кругов вокруг палатки на четвереньках, потом встал, разобрал крышечку от термоса и начал в ней варить чай.
Далеко не каждое восхождение заканчивается покорением вершины, и это нормально — слишком много факторов нужно учитывать в горах. Делиться опытом альпинисты, туристы-походники и скандиходы со всех районов республики планируют раз в месяц в оффлайн-формате.
фото: федерация спортивного туризма Бурятии, соцсети героев публикации