Любой национальный костюм не может существовать без головного убора, традиционный бурятский костюм не исключение. Независимо от того, какой был костюм – повседневный или праздничный, к нему всегда прилагался головной убор. В фондах Национального музея Бурятии хранится уникальная коллекция костюмов бурятских племен, один из таких имеет и биизга малгай - головной убор, который носили западные бурятки. О нем расскажет художник-реставратор по ткани Нацмузея Ксения Пиртанова.
Для торжественных случаев
По словам эксперта, бурятские национальные головные уборы имели разные формы и декор в зависимости от племенной принадлежности, социального статуса, сезонности и назначения.
- Так, восточные буряты носили островерхие шапочки c пучком красных ниспадающих шелковых нитей, символизирующих солнечные лучи, а зимний вариант изготавливался на меховой подкладке с наушниками. Западные бурятки носили уборы круглой формы с невысоким околышем биизга малгай, зимой – меховые бортого малгай, а летом повязывали платки, - рассказывает Ксения Пиртанова.
Все эти виды головных уборов хранятся в фондах Национального музея, в том числе и биизга малгай. Их можно увидеть на периодических и постоянных выставках этнографии.
Декорированный разнообразной тесьмой биизга малгай женщины Предбайкалья носили по праздникам. Украшенный цветами и плодами, он надевался на свадьбу и по торжественным случаям.
Шапка биизга малгай встречалась в Боханском районе Иркутской области и считалась свадебным нарядным головным убором. Данный тип шапки, где форма (круг и четырехугольник) – идеальное сочетание геометрических фигур. Квадрат как выражение четверичности считается символом комбинации и упорядочивания четырех стихий: огня, воздуха, земли, воды; четырех сторон света: запада, востока, севера, юга. В силу этого четырехугольник соответствует земле в противоположность мужскому характеру «круга». Головной убор символически выражал надежду, что женщина как хранительница очага считается оплотом стабильности и жизненного порядка.
Два таких свадебных головных убора уже прошли процесс реставрации. В июле 2018 года «ремонта» дождался и третий убор. Как рассказывает Ксения Пиртанова, его изготовил в конце 19 века в Балаганском округе Иркутской губернии неизвестный мастер. Сведений о том, как он оказался в фондах музея, к сожалению, не сохранилось.
Процесс реставрации
Биизга малгай имеет цилиндрическую форму, диаметр которой составляет 19 см, а высота 8,2 см. Тулья изготовлена из картона. Сверху она обтянута бордовым шелком европейского производства с цветочным узором. Изнутри имеется подкладка из розового ситца. По нижнему краю проходит окантовка из темно-зеленого сукна.
Сбоку по окружности шапочка декорирована искусственными цветами и листьями, изготовленными из шелка и шелкового бархата. При этом лепестки вырезались по шаблонам, некоторые лепестки дополнительно тонировались. Цветы закреплены на головном уборе при помощи ниток.
- При поступлении в реставрацию головной убор был сильно загрязнен и деформирован. Шелк был загрязнен, имелись пятна воска, экскрементов насекомых, краситель тканей обесцвечен. Имелись поздние починки, грубые зашивки нитками, стягивающие и повреждающие ткань, - рассказывает реставратор.
В начале реставрационных работ Ксения Пиртанова разобрала головной убор на составные части. Каждая из них очищалась отдельным способом. Далее шел демонтаж и очистка основы.
- Учитывая плохую сохранность шелка, он был помещен между двумя слоями мелкоячеистого тюля и очищен в водном растворе детского мыла. После окончательной промывки дистиллированной водой ткани высушили в расправленном виде между слоями фильтровальной бумаги.
Из-за многочисленных повреждений ткани реставратору пришлось полностью продублировать ее. Для укрепления в дело пошла шелковая нить в тон, золотные нити укреплялись мононитью нейтрального цвета. В процессе расправились спутанные нити, восстановился рисунок ткани.
- Так как старая основа пришла в негодность, было принято решение о её замене. Для этого из бескислотного картона была вырезана новая основа, соответствующая по размеру оригиналу, затем она была слегка увлажнена, закреплена нитками и надета на болванку до полного высыхания. Также для устранения деформации был увлажнен и надет на болванку деревянный обруч.
После очистки и укрепления всех деталей реставратор приступила к монтажу. Вначале на новую основу она закрепила нитками деревянный обруч, затем поставила на место очищенный и укрепленный шелк c подкладкой, при этом восстановила в оригинальной технике все ручные швы. И в завершение монтировала по старым проколам, отмеченным нитками, искусственные цветы и листья.
По словам Ксении Пиртановой, реставрация очень важна для сохранения исторического наследия. В результате работы головной убор стал доступным для научного изучения, а также появилась возможность выставлять его в числе других предметов.
Теперь вместе с двумя подобными головными уборами, хранящимися в фондах Национального музея, отреставрированный свадебный биизга малгай демонстрирует влияние модных тенденций конца 19 – начала 20 веков.
Фото и материалы: Национальный музей Бурятии