Полезные в хозяйстве: Добро пожаловать в мир старого быта Этномузея Улан-Удэ Об экспонатах, отражающих быт народов Прибайкалья - далее.

Культура 11 июня 2023, 17:54 24625
Полезные в хозяйстве: Добро пожаловать в мир старого быта Этномузея Улан-Удэ
фото и материалы: Этнографический музей народов Забайкалья

Помимо того, что Этнографический музей народов Забайкалья - это сосредоточение памятников народного зодчества, здесь еще и хранятся музейные предметы, отражающие быт народов, издревле населяющих Прибайкалье: эвенков, бурят, русских старожилов, казаков и семейских. О таких вещах расскажем в следующем материале.

Халява и фиаско

К стеклу мы сейчас настолько привыкли, что без него, кажется, немыслима жизнь. Всюду, куда ни посмотришь, нашло применение это действительно чудесное творение рук человеческих. Трудно себе представить, что можно обойтись без стекла. Оно повсюду: на земле и под землей, в атмосфере и в космосе, на воде и под водой. Без стекла невозможно достигнуть комфорта и высокого уровня жизни.

Около 2 тысяч лет назад появилось оконное стекло. Оно изготавливалось путем отливки в виде листов толщиной около одного сантиметра и площадью в половину квадратного метра. Стекло было тогда непрозрачным, и пользовались им лишь состоятельные люди.

В 18 веке появляется менее трудозатратный способ отлива стекла. В это же время появляются большие бутыли, которые называли халява.

Традиция оплетать бутыли появилась очень давно. Делалось это изначально для того, чтобы уберечь саму бутылку, как хрупкую вещь. Назывались такие бутылки «фьяско» – искаженное среднелатинское flasco, что означало «бутылка». Фразеологизм «fare fiasco» - «сделать бутылку» означает «потерпеть крах», отсюда и известное нам значение слова «фиаско».

 Материалом для оплетения бутыли в большинстве своем служила солома.

В фондах музея представлена бутыль большого объема высотой 72 см из прозрачного стекла. Ее приобрели в мае 1983 года в селе Десятниково Тарбагатайского района.

Объем сосуда – 60 литров. Дно вогнуто вовнутрь диаметром 30 на 6 см. Бутыль помещена в плетеную корзину с двумя ручками. Корзина сплетена из камыша. В качестве стоек для прочности вдоль стенок бутыли, а также изготовления ручек и верхней части корзины использован ивовый прут.

Выбор такого материала для оплетения, как камыш обусловлен тем, что это  хороший, легкий и пористый материал, который служит надежной теплоизоляцией, долго сохраняя прохладу даже в жаркий день. А прутья ивы достаточно прочные и гибкие, что позволяет держать каркас корзины и при этом неплохо гнется, что дает возможность придать вещи любую форму, не ломаясь при этом.

Всем инструментам инструмент

Плотницкое и столярное ремесло пришло вместе с земледелием из глубокой старины. Практически все необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от дома и двора, делали из древесины: ложки и туеса, ведра, корзины и прочую утварь, мебель, прялки и ткацкий стан, лодку, сани и телегу, охотничьи и рыболовные приспособления. Даже дымоход и печная труба были деревянными.

Главным орудием плотницкого труда в прошлом был топор, с помощью которого заготавливали материал, вели строительство, а также изготавливали предметы для обустройства быта.

Плотницким топором тесали бревна, вырубали в них чаши, выполняли узлы соединения элементов, декоративные детали и многое другое. Плотницкий топор 19–20 веков не отличался от современного. Металлическая часть была короткой, каплевидной в сечении, лезвие нешироким, полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью, напоминая по форме колун для раскалывания дров. К тому же инструмент, в отличие от современного, был тяжелее.

Топоры ковали из особо стойкой, высокопрочной стали. Топорище было длинное и прямое, а не изогнутое, как современное. Для него выбирали прямую березовую плаху без сучков. Длина была различной, потому что зависела от роста плотника: плотник, поставив топор на землю вертикально около своей ноги, свободно опущенной рукой мог взять в кулак утолщенный конец топорища. Длинное топорище, считаясь, по сути, рычагом, позволяло мастеру тратить меньше сил.

Работа плотника физически очень тяжелая, требующая большого расхода энергии, поэтому мастеров кормили мясными щами даже в разгар сенокоса и в пост. Хорошему плотнику, конечно же, никогда не мешала богатырская сила, но и без нее он все равно был хорошим мастером. Пословица «Сила есть - ума не надо» родилась в плотницком мире в насмешку над тупоумием и горячностью.

Сигнализация для коров

В доме Борисова находится еще один интересный предмет - бóтало. Этот экспонат датируется концом 19 – началом 20 века. В музей он попал после того, как его приобрели в селе Арбижил Заиграевского района в 1972 году.

Ботало – глухая погремушка, или колокольчик из железного, медного листа или дерева для пасущейся коровы или лошади. Изготавливали их кустарным способом из подручных материалов.

Форма ботала – в основном трапециевидная, квадратная или прямоугольная. Ботало имело ушко, через которое пропускали ремень или веревку для привязывания на шею животного. Внутри ботала располагался металлический или деревянный язык, издававший звук при ударе о стенки.

Его подвешивали на шею домашним животным при свободном выпасе. С боталом связано множество поверий. Самым распространенным было поверье о том, что его звук может отпугивать диких зверей от коров, защищать их от нечистой силы. К тому же крестьяне считали, что если ботало навесить на молодую стельную корову, то она благополучно отелится. 

1 мая