Жилые «заброшки». Почему в Бурятии 30 лет не могут решить проблему забытых многоэтажек Точное число таких зданий неизвестно, ведь ни одно ведомство за «заброшки» не отвечает. Зато страдают люди. Почему чиновники считают проблему тупиковой и насколько реально её решить? Подробности в большом репортаже.

Общество 21 октября 2022, 21:18 17876

Реестр заброшенных зданий предлагают создать общественники Бурятии. По их словам, это будет первым шагом к решению проблемы забытых объектов. Отметим, сейчас их в республике десятки, а то и больше. Точное число неизвестно, ведь никакое ведомство за них не отвечает. А страдают жители. Почему чиновники считают ситуацию тупиковой и насколько реально её решить?

Мы приехали в Заиграевский район, посёлок Новая Брянь. 1 августа этого года здесь случилось происшествие - 6-летний мальчик упал с заброшенной многоэтажки. Пролетев 5 этажей, он приземлился на кусты и чудом остался жив.

Мальчику сделали операцию. И, по нашей информации, уже 1 сентября он пошёл в детский сад. Однако кому-то другому могло и не повезти. Со слов местных жителей, так называемый «квартал заброшек» уже давно стал местом ночных пьяных сборищ. А днём здесь хозяйничают дети. К слову, опасные дома находятся прямо у школы-интерната. Вот такой вот путь к знаниям.

– Ну, сюда ходят?

Никита Саляхов, ученик Новобрянской средней общеобразовательной школы: Конечно. Особенно бомжи, алкаши. Всё равно обходим. 

В этом квартале Новой Бряни мы насчитали 10 заброшенных пятиэтажек. Когда-то в них проживали более 2 тысяч человек, практически половина нынешнего населения посёлка. 

Максим Кириенко, сопредседатель Общероссийского Народного Фронта в Республике Бурятия: В посёлке Новая Брянь Заиграевского района раньше находился автомобильный завод «Гигант». Он осуществлял ремонт тракторов по территории всего СССР на тот момент. В 1991 году во время зимнего периода котельные заморозили населённый пункт.

Тогда и прошла первая волна миграции. Кто-то уехал навсегда. После закрытия завода люди вновь начали массово покидать свои квартиры. Одни – просто бросали жилище, другие – продавали за бесценок.

Жительница с. Новая Брянь: Здесь у нас трёхкомнатная была.

- Вы продали квартиру эту?

- Да, за 5 тысяч. А потому что уже стали все уезжать, разъезжаться, страшно стало.

Михаил Шишкин, житель с. Новая Брянь: Нижний уехал – верхний мёрзнет. Верхний уехал – нижний мёрзнет. Вот и всё. И понемножку всё это развалилось. Здесь кипело всё, кишело, люди работали. А сейчас что здесь? Дети бегают, играют. Кто-то где-то может пораниться.

- Не знаете, а как-то эта проблема поднималась здесь на местном уровне?

Жительница с. Новая Брянь: Я пока не слышала, не знаю.

Чтобы узнать это, мы отправились в администрацию Новой Бряни. На месте обнаружили исполняющего обязанности главы посёлка. 

- Пусть лучше это район комментирует.

- Мы с ними договорились на комментарий. Нам просто нужно от вас тоже. А почему вы отказываетесь? Вы же должностное лицо.

- Ну и что?

Говорить о проблеме «заброшек», как и решать её, очевидно, власти Новой Бряни не торопятся. Однако кое-что интересное нам всё-таки удалось у них узнать.

Как нам пояснили в Администрации, некоторые люди до сих пор прописаны в этом квартале. Все эти дома не признаны аварийными. Что ж, в этом мы убедились, зайдя в приложение «карты». Например, этот дом по адресу Русина, 3, у которого мы сейчас находимся, действительно, определяется как жилой.

Как бы абсурдно ни звучало, но все эти дома чиновники считают пригодными для жизни. Признала их таковыми и межведомственная комиссия района. А потому вопрос о сносе или ремонте какому-либо ведомству решить вдвойне сложнее. Всё, что можно сделать, это найти собственников и дать им рекомендацию - привести квартиры в порядок либо закрыть доступ ко всему дому. Так в районной Администрации и сделали.

Сергей Глобенко, заместитель руководителя Администрации МО «Заиграевский район» по экономическим вопросам: Администрация поселения подавала иски на собственников о том, чтобы они приводили эти жилые помещения в надлежащее состояние. Суд отказал как бы.

- Суд был на стороне собственников?

- На стороне собственников, да. Соответственно, пока данные жилые помещения находятся в собственности, орган местного самоуправления ничто не может, к сожалению, сделать. Мы начали прорабатывать вопрос о том, что, может быть, заложить окна и проходы, чтобы дети не могли попасть. Но это неподъёмно ни для поселения, ни для района.

Но, видимо, власти считают, что сумма подъёмная для собственников квартир. К слову, нужно 3 миллиона рублей. Ещё раз напомню – кроме бывших жильцов выделить эти деньги никто не может. Ведь Минстрой, Госстройжилнадзор и Прокуратура работают только с заброшенными аварийными домами. А эти-то жилые.

Максим Кириенко, сопредседатель Общероссийского Народного Фронта в Республике Бурятия: Это тупик, в который мы так постучались, потолкались головой и поняли, что пробить эту стену можно лишь в некоторых исключительных точечных случаях, прямо вопиющих.

По нашему мнению, случай с падением ребенка как раз относится к вопиющим. И если уж никто из ведомств решить проблему не в силах, мы обратились к депутату Народного Хурала. По его мнению, проще всего перекрыть доступ в здания за счёт районных средств. Деньги выделяются в начале года. План на этот уже закрыт, но можно получить средства в следующем.

Виктор Ячменёв, депутат Народного Хурала Республики Бурятия: То есть те деньги, которые обычно использовались на решения предписаний прокуратуры и решений судов по образовательным и культурным учреждениям, если это получится, то мы их направим, в первую очередь, на Новобрянское поселение, так как там остро стоит вопрос.

Возможно, решение этого частного случая будет шагом к решению глобальной проблемы заброшенных зданий в республике. А то и в стране. 

Максим Кириенко, сопредседатель Общероссийского Народного Фронта в Республике Бурятия: Выход, на мой взгляд, в именно самостоятельное формирование, с учетом мнения жителей и органов власти, реестра заброшенных строений. Потом из этого реестра выделять те объекты, которые могут представлять коммерческую ценность, и эти земли отдавать частным инвесторам, с условием сноса - демонтаж, снос, вывоз объекта. А оставшиеся уже рассматривать вопрос либо их, скажем так, консервации. Новую Брянь, может быть, проще огородить всю забором, как саркофагом. 

Некоторые объекты, по мнению общественника, можно было бы сносить силами собственников или Федерации. Например, изымать имущество, если оно длительное время не используется по назначению, либо собственник не занимается его сохранностью. Так или иначе, решения по заброшенным объектам нужно принимать как можно быстрее, а не после очередных происшествий и несчастных случаев.

17 мая