Подростков окатила «Волна» Буряад театра Спектакль из лонг-листа самой престижной театральной премии «Золотая маска – 2024» показали в Улан-Удэ.

Культура 10 декабря 2023, 15:54 4701
Подростков окатила «Волна» Буряад театра
автор фото: Тумэн Санжижапов

Три ноябрьских дня в Бурятском драматическом театре им. Х. Намсараева показывали спектакль «Долгин» (16+) по роману «Волна» Тодда Штрассера в постановке Сойжин Жамбаловой. Премьера прошла в конце прошлого театрального сезона и впервые была показана в новом.

Гуманистическое высказывание талантливой команды произвело сильное впечатление на зрителей. Подростки, которые пришли на показы целыми классами, кажется, не проронили ни слова во время просмотра и не сбежали в антракте. Что не позволило им хрустеть чипсами и играть в телефон, разберемся ниже. Но, предвосхищая рассказ, это, конечно, настоящий театр, живой, откровенный, пульсирующий мыслью и болью.

Американский писатель Тодд Штрассер написал роман «Волна» в 1981 году. В его основу легли реальные события, которые произошли в одной из школ США. Учитель истории из Калифорнии Рон Джонс в 1967 году решил провести со своими, а получилось, что над своими учениками социальный эксперимент.

Во время одного из уроков ребята не могли понять, почему немцы во время Второй мировой войны не сопротивлялись нацистскому режиму, не противостояли убийствам людей и появлению концлагерей. Джонс предложил им эксперимент, который считается до сих пор одним их самых спорных, а его участники не хотели распространяться о том, что происходило несколько лет. Заняло это «исследование» всего пять дней.

Заключался он в следующем: сначала учитель, скорее в формате игры, потребовал от учеников строгой дисциплины, затем – единства, а потом – действия. День за днем дети, играя по правилам учителя, стали подчиняться, а потом почувствовали силу и власть. Он придумал им лозунг, фирменное приветствие, выдал членские карточки и попросил докладывать обо всех случаях непослушания и т. д. В итоге за пару дней движение «Третьей волны» разрослось по школе.

Об этой истории Тодд Штрассер написал книгу, а через сорок лет ее воплотил на сцене Бурятский драматический театр. Художник Натали-Кейт Пангилинан придумала для спектакля сцену с уклоном, на которой с одной стороны,  довольно устойчиво стоят актеры, а с другой легко можно покатиться по наклонной. И металлическую, проржавевшую стену с баскетбольным кольцом сбоку и центральными воротами.

Эта стена напоминает вагон поезда, что едет в Освенцим. Когда, по задумке режиссера, из ее отверстий появляются руки, то аналогия становится почти осязаемой. Но когда эти же руки появляются из пола, словно из своих гробов и небытия они взывают к живым, чтобы не забыли о них, об их страданиях, становится совсем не по себе. Это одна из самых мощных сцен в спектакле, которая пробирает до мурашек. Особую атмосферу создает пронзительная музыка, которую специально для спектакля написал Дахалэ Жамбалов.

Ребята ведут себя как обычные школьники и скорее ради забавы включаются в эксперимент учителя (Баярто Ендонов). Их привлекает тема единства, когда в классе нет изгоев и любимчиков, что позволяет тем, кто всегда был в тени, почувствовать свою значимость. Прекрасно сыграл такого героя Бато Шойнжонов. Его Роберт Биллингс, который вначале зажат, заикается и терпит насмешки и издевки игроков баскетбольной команды, после «Волны» становится преданным участником движения, личным телохранителем учителя и после разоблачения эксперимента именно он не выдерживает правды.

Интересно показана трансформация учеников, как меняется их голос и пластика с каждым днем. Сначала они скандируют придуманный лозунг весело и шутливо, но с каждым разом чеканят слова все жестче. Выкрики «сила в дисциплине», «сила в единстве» и «сила в действии» напоминают солдатский марш по брусчатке. Интересно обыграно и приветствие членов «Волны»: сначала движения мягкие, плавные, дружелюбные, а затем они трансформируются в стальные руки, которые в жесткой вертикали вскидывают ребята, приветствуя друг друга.

Финал первого акта особенно сильно демонстрирует эту перемену. Школьники скидывают свои бейсболки, худи, баскетбольные куртки и модные штаны и надевают черную форму, похожую на кожаные пальто эсэсовцев. Строгость линий, одинаковость, темный цвет: они пугающе вышагивают на зрительный зал. Потом с рвением они будут вешать по всей школе плакаты «Волны», делить учеников на «своих» и «чужих», несогласных силой заставлять вступать в движение.

Сойжин Жамбалова эффектно демонстрирует, с какой покорностью ребята включаются в эксперимент, как учитель и сам становится его участником и даже наслаждается ролью лидера, как «Волна» превращается в тоталитарную секту.

Как «игра» становится довлеющей и жестокой силой, показано в том моменте, когда единственную ученицу, кто пытался критически осмыслить происходящее, Лори (Ольга Ломбоева) буквально забрасывают баскетбольными мячами. И как она в одиночку не может отбить их все.

Сойжин Жамбалова с командой создала сильный спектакль о расчеловечивании, об эффекте толпы, о потере собственного Я, о личной ответственности. Это тот случай, когда на него нужно идти классом, чтобы посмотреть на учеников, которые считали, что ужасы нацизма остались в прошлом и лично их никогда не коснутся.

 

9 октября