«Дети — это стимул» Заместитель председателя Общественной палаты Республики Бурятия Денис Леонов — об ответственном отцовстве, мужском воспитании и  патриотизме «не для галочки».

Общество 13 декабря 2023, 15:25 3532
«Дети — это стимул»
фото предоставлено героем публикации

Заместитель председателя Общественной палаты Республики Бурятия Денис Леонов — об ответственном отцовстве, мужском воспитании и  патриотизме «не для галочки».

- Сейчас много обсуждают демографическую ситуацию и меры по увеличению рождаемости. Как вы думаете, при каких условиях многодетных семей будет больше?

- Недавно на стратегической сессии глава республики Алексей Цыденов поделился интересным фактом из своей биографии — о том, что жена в студенчестве настояла на рождении ребенка и теперь в семье четверо детей. Я знаю противоположные примеры, когда рождение детей откладывается до достижения определенного уровня материального благополучия. В итоге всё есть, а детей нет.

Как отец пятерых могу сказать, что дети — это стимул быстрее встать на ноги, развиваться, стараться, зарабатывать. С детьми ты осознаешь, что тебе на самом деле нужно в жизни, потому что заботишься не только о себе, но и о всей семье. И понимаешь: то, что ты вложишь в воспитание своих детей, они передадут дальше твоим внукам. Это очень важно, особенно в нынешней ситуации, когда нужно планировать будущее страны.

Сейчас не нужно бояться многодетности, потому что государство действительно помогает. В некоторых моментах, простите за выражение, даже выгодно быть многодетным.

- С одной стороны, поддержка действительно есть. С другой стороны, только материальными стимулами переломить ситуацию не получается...

- Я считаю, что дальнейшая работа по поддержке многодетности должна быть комплексной, системной,  касаться и материальной сферы, и духовной. На долгосрочную перспективу нужны проекты, в которых родители проводили бы больше времени со своими детьми. Когда родители рядом, у детей есть пример семейной жизни. В будущем быть отцом или мамой для них норма. Сейчас же многие дети видят родителей только вечером. Поужинали, родители дали нагоняй за двойку и отправили спать. В итоге дети не чувствуют поддержку родителей, а вырастая, не знают, как быть родителями. Родительство их пугает, и рождение детей откладывается. Меня самого воспитывала одна мама, и когда родился мой первый ребенок, я не знал, как вести себя в статусе отца. Пришлось учиться, и учусь до сих пор.

- В чем важность мужского воспитания, на ваш взгляд?

- Когда в воспитании присутствует отец, дети четко смотрят на мир, вопросов меньше. Мама — это уют, тепло. Мужское воспитание — это ориентиры в жизни. Мне очень нравится, как проходят ежегодные сборы казачат «Казачья застава», которые организует Евгений Воронин. Там дети настолько заняты, что у них нет времени на интернет. Занимаются начальной воинской подготовкой, изучают радиосвязь, тактическую медицину. Также учатся ориентироваться в лесу, занимаются столярными работами и многим другим. Отцы тоже участвуют. Один из пап даже взял с собой восьмимесячного сына. Просто играл с ним, разговаривал, но это уже общение и положительный пример для мальчиков.

А в храме Вознесения Господня города Улан-Удэ матушка проводит занятия с девочками, учит простым вещам, например, заводить тесто и печь блины. Эти бытовые мелочи очень важны, а мамам некогда показать, они всегда на работе. Конечно, кто-то может сказать, что это «устаревшее» раздельное воспитание. Но, во-первых, это только дополнение к родительскому воспитанию и школьному образованию. А во-вторых, такова жизнь, мальчики должны учиться мужским делам, девочки — женским. Нет ничего плохого, если мальчик, к примеру, умеет печь вафли на вафельнице «Баирма». Я и сам умею, мама же военнослужащая, мало времени проводила дома. Но плохо, если парень при этом он не знает, как гвоздь забить, что-то починить. В будущем в семье получится перекос. Дети должны видеть, что папа умеет одно, мама — другое, а вместе у них получается гармоничная семья.

- Вы много работаете с подростками в сложной жизненной ситуации. Чем это интересно?

- У так называемых «трудных» подростков многому учишься. Я считаю, что нет трудных детей, есть дети со своим мнением и мировоззрением. Всегда стараюсь прислушаться и понять, почему подросток так себя ведет. Для меня это своеобразная головоломка, когда нужно найти подход к ребенку. Возникают определенные выводы, которые я использую в дальнейшем.

И самому подростку очень важно понять, что он не «трудный», что к нему прислушиваются. Позитивный пример: в улан-удэнской школе № 9 уже семь лет есть фольклорная студия, в которой занимаются дети из семей на различных видах учета. Ребята все замечательные. Изначально ни петь, ни танцевать они не умели. Но в итоге выступали на многих городских площадках и на Дне города на одной сцене с профессиональными артистами. Дети стали лучше учиться, ушли с улиц. Всё потому, что с ними общаются, направляют их активность в нужное русло. И родители, кстати, участвовали во всех мероприятиях студии. Благодаря этому у семей появились общие занятия, больше тем для общения, разговоры по вечерам.

- Как вы относитесь к нашумевшему сериалу «Слово пацана»? Есть родители, которые опасаются его негативного влияния на детей.

- Не хочу делать рекламу этому сериалу. Мы живем во время настоящих героев, которые прямо сейчас защищают Родину, но зачем-то в кинематографе возвращаемся в 90-е. У детей мышление черно-белое, кому-то понравится и он захочет жить так же. Я помню, какой эффект произвели в свое время «Бригада» и «Бумер», как их смотрели взахлёб. Я мечтал стать военным и стал им, но были и такие, кого эта «романтика» увлекла. Ничем хорошим это не кончилось.

Запретить такие фильмы, видимо, невозможно. Ограничить доступ детей к ним сложно, у каждого ведь в кармане смартфон. Поэтому родителям нужно задуматься, какими увлечениями, какой информацией и фильмами им заполнить мир ребенка. Иначе найдутся те, кто сделает это за нас.

- Почти то же самое можно сказать о патриотическом воспитании. Как сделать его более интересным и как можно менее формальным?

- Сейчас нужны новые подходы к патриотическому воспитанию. Старые методы хорошие, но их недостаточно. Идет СВО, дети должны понимать, что там делают наши ребята. Просто разобрать и собрать автомат, выйти на митинг с флагами — этого мало. Нужно более глубокое содержание. С другой стороны, подача должна быть увлекательной. Обычной беседы мало, нужен интерактив. Без него школьники и даже студенты через 15-20 минут отвлекаются и сидят в телефонах. Поэтому летом на занятия в детских оздоровительных лагерях мы привозили квадрокоптер. Это устройство детям интересно, мы учили их обращаться с квадрокоптером и тут же рассказывали об СВО.

Также недавно у меня возникла идея выпустить комиксы для детей, героями которых будут наши земляки — герои СВО. Есть уже наши ребята, которые согласились описать свои подвиги, свою службу. Сейчас ищем художника, который воплотит задумку в жизнь.

Кроме того, сейчас мы снимаем видеофильмы на 5-7 минут, где отцы погибших на СВО героев рассказывают о своих сыновьях. С одной стороны, мы поддерживаем отцов, которые многое держат в себе, помогаем им выговориться. С другой стороны, увековечиваем память наших героев и занимаемся патриотическим воспитанием. Ролики будут показывать в школах на разговорах о важном.

- Возвращаясь к семье — есть ли у вас свой рецепт семейного и личного счастья?

- У каждого из нас счастье своё, именное. Но нам под силу стать счастливыми самим и сделать счастливыми своих близких. И в такой атмосфере растить своих детей.

- Спасибо за беседу!

Копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора
Автор:
17 мая