Овчинка выделки стоит. Молодой чабан развивает овцеводство в районе Бурятии Несколько лет Василий Балданов пытался найти себя, сменил множество работ. В этом году он окончательно осознал, для чего живет.

Общество 16 июля 2023, 12:05 5994
Овчинка выделки стоит. Молодой чабан развивает овцеводство в районе Бурятии
фото: личная страница Василия Балданова в соцсетях

Несколько лет Василий Балданов пытался найти себя и определить свою жизненную миссию. Он сменил множество работ, трудился в деревне, Улан-Удэ и даже выезжал за пределы Бурятии. В этом году молодому человеку исполнится 27 лет и он окончательно осознал, для чего живет.

Из Хиланы в Санкт-Петербург и обратно

До четвертого класса Василий учился на своей малой родине – в улусе Хилгана. Позже родители переехали в Улан-Удэ и оканчивать школу пришлось уже в городе. Далее был техникум, где молодой человек освоил специальность автокрановщика.

После этого в поисках стабильной работы он перебивался случайными заработками, занимался выгребными ямами, перепродажей дров. В 19 лет начал работать на ферме у дяди, где год пас и ухаживал за овцами, лошадьми и коровами.

- Работать с овцами понравилось больше, потому что с ними все по времени - утром выгнал, к обеду пригнал, а коровы ходят как-то беспредельно. К тому же ухаживать за овцами было легче, чем за остальным скотом, - признается Василий.

Тогда-то и задумался наш герой о своем хозяйстве. Но для старта нужны были деньги, поэтому, когда ему исполнилось 20 лет, он уехал в Санкт-Петербург. Трудился на разных работах, постоянно ходил на собеседования, но цели так и не удалось достичь. Понимая, что отношения с северной столицей не складываются, он планировал улететь в Южную Корею, чтобы заработать денег там. В это же время он познакомился с человеком, который занимался тибетской медициной.

- Он рассказал, что Хамбо лама Дамба Аюшеев раздает «социальные отары», упомянул, что раньше занимался выделкой овечьих шкур. Я вспомнил, как мы раньше тоже пытались заниматься выделкой, но у нас ничего не получалось. И я решил, что это неплохая идея - основательно научиться этому, - рассказывает Василий.

Вскоре молодой человек вернулся в Бурятию, съездил к главе российских буддистов и попросил не только дать ему отару, но и научить его выделке шкур. За год работы Василий также ездил по деревням Селенгинского и Баргузинского районов, обучал желающих премудростям ремесла и проводил выставки.

- Иногда мне помогал наставник, но в первые три месяца у меня почти ничего не получалось. Но со временем я понял, как нужно делать правильно. Сейчас уже разработал свои методы, которые намного облегчают процесс.

Дело, наполненное трудностями

К слову, проект «Социальная отара» реализуется с 2009 года. Фермеры получают в дар собственные отары. Весь приплод скота остается в семьях - участниках проекта. Поэтому в стабильном увеличении поголовья овец заинтересованы все. На их основе создаются новые отары, которые также передаются в дар молодым семьям.

Спустя год Дамба Аюшеев выдал Василию отару из 500 овец. Тогда они вдвоем решили поставить эксперимент, которым хотели доказать, что поголовье можно вырастить не имея большого количества техники и кормовой базы.

- Первый год был сложным, - признается молодой чабан. – Я не учел, что овцы были упитанными и разных пород. Также в то время были проблемы с сеном, так как затопило всю Баргузинскую долину. Трудностей было много, поэтому в первый год мы переживали падеж.

Сейчас Василий может похвастаться четырехлетним опытом фермера. За это время он уже встал на ноги, сейчас отара насчитывает 300 голов, при этом он раздал уже 100 животных, в этом году планирует отдать еще 100. Основную часть поголовья составляют овцы породы буубэй. Кроме того, в отаре есть помесь буубэй и мериноса, а также эдильбаевские.

- Ухаживать за животными несложно, если устанавливаешь порядок. Все овцы должны быть примерно одного возраста, окот (роды. - Прим. ред.) должен быть по времени. Я принимаю окот с 15 апреля, когда подрастает трава. С этого времени и молока больше, и ягнята растут быстрее. Самая хорошая порода – буубэй. Ее кожа намного толще, чем у других пород, к тому же она более приспособленная к нашим климатическим условиям.

Фермер продолжает содержать хозяйство без техники и кормовой базы. Выкручиваться из положения помогает объединение фермеров, куда входит 4 - 5 семей. С ними происходит обмен всем необходимым.

- Когда все идут на сенокос, у меня, например, есть солярка, бензин, рабочие руки и мясо, у них – техника. Таким образом, мы помогаем друг другу.

Дать работу людям

«Однажды я задумался о своей жизненной миссии. Чтобы ее определить, надо понять, что тебе нравится. Вот мне, например, нравится пасти овец, заниматься овцеводством. А лучше всего у меня получается выделка шкур. Я определил для себя эти два направления, по ним и иду. И хочется прожить счастливую жизнь во благо общества и окружающей среды»

Василий активно ведет соцсети и канал на «ютьюбе», а также занимается продажей продукции со своего хозяйства. Мясо идет на рынки, в кафе, покупатели находятся и в районе. Кроме того, молодой чабан пытается решить проблему со шкурами, которая остро стоит в Бурятии.

- За ненадобностью люди просто выкидывают шкуры. А мне хочется решить этот вопрос, хочется быть полезным, ездить по районам и учить людей. Для этого уже писал обращения главе республики. Я бы смог показать свой метод выделки шкур, так как он не только облегченный, но и универсальный, им можно выделывать вообще любые шкуры.

Помимо этого, наш герой запустил на краудфандинговой платформе  проект «Трудоустроим деревню». С его помощью фермер хочет дать односельчанам возможность заработать с помощью изготовления изделий из шкур. По его словам, в таких вещах есть спрос, из шкур можно делать накидки на водительские и детские автокресла, варежки, стельки, спальные мешки, одеяла и другое. Изделия на платформе покупают заранее, первую партию фермер должен будет отправить в ноябре.

- Пока покупательская способность не такая высокая, я уже делал рекламу на телевидении и радио. Товар купили на 13 тыс. рублей. Если не получится реализовывать через платформу, хочу попробовать найти инвестора. Я живу в деревне уже четвертый год и замечаю, что правительство обычно обращает внимание на строительство детских садов, площадок, школ, домов культуры и т. д. Но также важно предоставлять людям рабочие места. Они уезжают из деревень, чтобы заработать денег, и нет никаких мер, чтобы удержать этот отток. А я с помощью своего проекта хочу создать эти рабочие места.

Кроме того, средства с проекта пойдут на обустройство цеха и покупку скорняжных машин. По словам Василия, он уже договорился с заводом из другого региона о покупке 300 готовых шкур, чтобы начать шить изделия. На будущее он планирует закупать шкуры в республике и заниматься выделкой самостоятельно. Кроме того, у него есть стремление консультировать молодых людей, которые часто интересуются, как заняться овцеводством.

Кроме того, у Василия есть идея сертифицировать товары и выходить с ними на маркетплейсы, а также договориться с крупными торговыми сетями Бурятии для реализации.

В глобальных планах молодого фермера - раздать 10 тыс. овец, а также формировать отары по 300 - 500 овец и раздать жителям Баргузинской долины.

- Там условия будут проще, чем у «Социальной отары». Отара – это благотворительный проект, где нет ограничений по тому, сколько ты хочешь раздать. А у меня, допустим, человек взял 300 овец, и потом, через 2 - 3 года, отдал 50 или 100. И из тех, которые он отдал, мы будем формировать новые отары и раздавать дальше. Принцип практически тот же самый, только чуть проще.

20 мая