Тренер по боксу Олег Кузьмин: «Мне 77, но еще попылим!» Известный наставник об Олимпийских играх, фильмах о спорте и работе на Сейшелах.

Спорт 23 февраля 2022, 14:26 9964
Тренер по боксу Олег Кузьмин: «Мне 77, но еще попылим!»

Пока вся страна следила за событиями Олимпийских игр в Пекине, журналист газеты «Традиция» связалась с известным советским и российским тренером по боксу, уроженцем Бурятии Олегом Кузьминым. В 1996 году на Олимпиаде в Атланте его воспитанник Ривал Кадо из национальной сборной Сейшельских островов дошел до четвертьфинала. Любители бокса наверняка помнят и приезд сейшельцев на турнир в Улан-Удэ. 

Заслуженный тренер РСФСР, судья международной категории ЕАБА, АИБА. Старший тренер спортивного общества «Трудовые резервы», сборных Санкт-Петербурга, Сейшельских островов, Северо-Западного региона РФ. Доцент, профессор Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Тренер передовой в России Комплексной школы высшего спортивного мастерства. Один из организаторов и тренер клуба бокса «Афганвет», где тренируются дети и подростки из неблагополучных семей. Подготовил более 40 мастеров спорта, среди них чемпион Европы среди юниоров Олег Сергеев, двукратный обладатель Кубка и призер чемпионата СССР Гамзат Ханбатыров и другие.

Честно говоря, писать об Олеге Петровиче Кузьмине непросто — его насыщенной жизни хватит на роман или сериал. Боксер, с 24 лет — тренер. Работал с прославленными спортсменами, объездил с ними полмира, консультировал режиссеров и сам снимался в кино. Видный мужчина, любимец женщин и человек кипучей энергии. А еще — искренний и остроумный собеседник. В 72 года написал автобиографию «С боксом по жизни», в которой честно признался — был хулиганистым малым и мог бы пойти по кривой дорожке. Спасли спорт и переезд в Ленинград для учебы в техникуме физической культуры и спорта. 

- Олег Петрович, в своих воспоминаниях вы пишете о том, что массовый спорт стал способом реабилитации и возвращения к мирной жизни целого послевоенного поколения... 

- Так оно и было. Для меня спорт стал спасением. Тяжелое время, блатная романтика... Я учился в 3-й школе, занимался боксом в 1-й спортивной школе. Некоторые мои товарищи по двору по 3-4 срока отсидели, почти никого сейчас уже нет в живых.

Сейчас же, по моим наблюдениям, в детском спорте есть два полюса. С одной стороны, полностью неблагополучные дети, у которых пьют родители и которые предоставлены сами себе. С другой стороны - несамостоятельные пацаны из хороших семей. Здесь, в Питере, я постоянно вижу, как бабушки тащат огромные сумки с формой хоккеистов. С трудом верится, что такой спортсмен станет вторым Овечкиным или Малкиным. 

Российский спорт перестал быть массовым, всё решают деньги. Знаю случаи, когда родители платили, чтобы поставить мальчишку в состав футбольной команды. И поэтому мы теряем талантливых детей, в семьях которых, возможно, даже на форму нет средств. В 50-е, 60-е годы спорт действительно был доступен. Падение началось с развала Союза, и теперь непонятно, куда мы движемся. Хотя доступный спорт мог бы помочь решить многие проблемы современной школы, такие как травля и проявление агрессии. У тех, кто занимается, самодисциплина и самооценка выше. Не все становятся великими спортсменами, но спорт действительно помогает. Работу тренера я считаю, прежде всего, педагогической. Есть хорошая советская фраза: «Обучая - воспитывай, воспитывая — обучай». Моим первым ученикам уже по 60 лет, и все они нормальные люди, устроены в жизни. 

Поэтому надо работать с родителями, постоянно говорить им о важности спорта, о перспективах для детей. Еще нужны интересные передачи про спорт, хорошие фильмы. 

- Вы смотрите современные фильмы про бокс? 

- Конечно, но глазами профессионала. Вижу «ляпы» и удачные моменты. Не единожды меня приглашали консультантом. В 1993 году сыграл в фильме Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» (16+) эпизодическую роль тренера главного героя, по сути, самого себя. Три месяца тренировал Данилу Козловского для роли в фильме «Шпион» (16+), он тогда еще неизвестный был. Он дисциплинированно приходил на каждую тренировку, старался. И потом долго хорошо общались, он приглашал на спектакли, в которых играл. Сейчас слежу за его творчеством, он уже не только актер, но и режиссер. Молодец, талантливый парень. Приятно, что приложил руку к его становлению. 

23 февраля выйдет фильм Артёма Михалкова «Мистер нокаут» (12+). Это фильм о легендарном советском боксере Валерии Попенченко, чемпионе Олимпийских игр 1964 гола в Токио. Он единственный в СССР получил кубок Вэла Баркера. Этот кубок вручается на Олимпийских играх боксеру с лучшей техникой ведения боя. На съемках этого фильма я тоже работал консультантом, познакомился с Сергеем Безруковым. Он играл тренера Григория Кусикьянца. Кстати, актеры, с которыми мне доводилось встречаться на съемочных площадках, оказались простыми в общении людьми, кое с кем мы и рюмку чая выпивали... Обычные люди, не небожители, со своими радостями и неурядицами. 

- Расскажите о вашей работе на Сейшелах и о визите африканских боксеров в Улан-Удэ. 

- Сейшельские острова - это рай! Самая низкая температура +26, самая высокая +32, нет адской жары. Остров в цветах, белоснежные пляжи, вокруг океан. А какие там красивые мулатки! Почти пять лет я там отработал, с 1995 года, и с удовольствием вспоминаю, хотя уже 20 лет прошло. Спорт там на очень высоком уровне, все чем-то занимались. Результаты небольшие, но тем не менее у меня были ребята — чемпионы Африки, в Англии мы выиграли несколько турниров, во Франции. Можно было взять гражданство Сейшельских островов, но я рвался домой и не стал этим заниматься. 

На Сейшелах моей задачей было обеспечить выход местных боксеров на Олимпийские игры, а для этого нужны были тренировочные сборы. Здорово помогло то, что несколько раз мне удалось вывезти моих ребят в Россию — Санкт-Петербург, Иркутск (международный турнир «Байкал»), Улан-Удэ, Махачкала. Помогли мои личные контакты. Так, на сборах в Листвянке мы с моим товарищем, известным в Улан-Удэ тренером Виктором Агафоновым, договорились, что проведем в Улан-Удэ матчевую встречу. Приехали, нас поселили в неплохую гостиницу, организовали питание. Первую встречу провели со сборной Бурятии в зале сельскохозяйственной академии. Был ажиотаж, конечно — чернокожие ребята приехали! Вторая встреча прошла на стадионе 25-летия Бурятской АССР, там сейчас Центральный стадион, с командой Виктора. У него бойцы были хорошие. 

Был конец мая, тепло, мои африканцы не мерзли. Свозили их на Байкал, приготовили по всем традициям барана. Побывали в музее на Верхней Березовке, показали местную историю, культуру. В местные рестораны походили. Это была плодотворная поездка, ведь в конечном итоге Ривал Кадо дошел до четвертьфинала Олимпиады в Атланте. То есть он выиграл два боя, еще одна победа - и он бы стал бронзовым призером. А ведь он из маленькой страны с населением меньше 70 тысяч человек! Для Сейшел это была бомба.

В памяти навсегда остались сборы в Атланте и сама Олимпиада. Общался с нашей олимпийской сборной, вместе радовались победам и переживали поражения. Как иначе, ведь я же российский, русский человек! Я был на многих турнирах, но Олимпиада тогда вызвала особенные, ни с чем не сравнимые чувства. 

- Смотрели Олимпиаду в Пекине? Какие виды спорта?

- Как каждый мужчина, в первую очередь смотрел хоккей, болел за петербургских спортсменов. Фигурное катание, конечно, приятно посмотреть. Камила Валиева — это уникум! Это все тренерская работа. На нее многие ополчились, но так всегда — успех порождает зависть. 

Сам я был средним боксером, немного не хватило до мастера спорта. Но я с самого начала, когда еще начал заниматься в Улан-Удэ, знал, что я буду тренером. Считаю, что добился неплохих результатов, что-то сделал. Многое зависит от ученика, здесь мне немножко повезло. Но и сам старался, пахал. Сейчас еще иногда тренирую, работаю в школе высшего спортивного мастерства Федерации бокса Санкт-Петербурга, консультирую, помогаю сыну Кириллу. Он хороший тренер, пошел по моим стопам, работает в школе бокса Николая Валуева. В прошлом году его воспитанник стал победителем первенства России среди юниоров — неплохой результат. 

- Вы счастливый человек - прожили жизнь в своем любимом Санкт-Петербурге. А Улан-Удэ вам нравится? 

- Родной Улан-Удэ я люблю и почти каждый год бываю. Там могила матери, еще живут родственники. Правда, это уже немножко не мой город, он другой, более европейский. Мой город — это песок, деревянные тротуары, по которым бегали мы, босоногие пацаны. Летом целыми днями пропадали на Уде и Селенге. Сейчас что-то стало лучше, что-то хуже, ведь столько лет пролетело. Но ничего, живем. Мне 77 лет, возраст уже накладывает отпечаток, но еще попылим!

- Спасибо за беседу! 

Из воспоминаний Олега Кузьмина: 

«В 1956 году после успешного выступления на XVI Играх в Мельбурне наши олимпийцы высадились с теплохода «Грузия» во Владивостоке и поехали на поезде через всю страну. Везде, где они останавливались, их восторженно встречали, и я до сих пор, спустя столько лет, прекрасно помню, как мы вышли всем городом встречать их, что это значило для нас, мальчишек.  11 лет как кончилась война. Все живут хоть и дружно, но очень скромно, чтобы не сказать бедно. Колонка на углу, горячей воды нет, по субботам весь город идёт в баню. Мы, мальцы, одеты в «фины» – шаровары из самого дешевого сатина. А тут – молодые, красивые, счастливые парни и девушки в роскошных олимпийских костюмах – для нас это были небожители, боги, которые, оказывается, вот тут, совсем рядом. Первый советский олимпийский чемпион по боксу и первый спортсмен из Бурятии, победивший на Всемирных играх, Владимир Сафронов жил в соседнем доме…» *** «Моя юность прошла в Улан-Удэ. Центральной улицей города была улица Ленина, мы между собой по тогдашней моде называли её Бродвей, хотя какой это был Бродвей по сравнению с питерским и московским «Бродвеем» - Невским проспектом и улицей Горького… Но всё ж старались соответствовать, как в столицах… Мы жили в центре. Поколение моих сверстников, родившихся в войну, было немногочисленным, возможно, поэтому мы очень тесно общались друг с другом, дружили, начиная с детского сада, потом школа, пионерские лагеря, потом горсад (городской сад), танцы. Сначала смотрели на танцующих из-за забора, потом и сами проникали туда. Что я вспоминаю, когда думаю о том времени? Думаю, то же самое, что и мои сверстники. Кофе с молоком в детском саду и школе, в городских столовых. Печное отопление, водокачка, туалет на улице. Вспоминаю первые поездки на трамвае, который только-только пустили по городу, это было диковинное чудо. Помню, каким событием в 1952 году для всего города стало открытие нового здания улан-удэнского театра оперы и балета. Новая необычная для нас архитектура, зал на семьсот с лишним мест – для Улан-Удэ довольно много. Скульптурная группа «Всадники» с развернутым знаменем перед входом…» *** Не было компьютера и прочих нынешних развлечений, и спорт, физкультура были главным способом нашего досуга. Мы после школы забегали домой перекусить – и снова бежали в школу: физрук давал нам мяч и мы играли до вечера. Всегда буду с благодарностью и уважением вспоминать Ивана Григорьевича Суняйкина – нашего школьного учителя физкультуры. Сам спортсмен-лыжник, прошедший войну, нам тогда он казался старым, хотя сейчас я думаю, что ему было в те годы лет сорок. Он был нам как отец. Я за школу выступал и по волейболу, и по баскетболу, и по другим дисциплинам. А игры во дворе: прятки, казаки-разбойники, выжигало… На футбольный мяч скидывались всем классом. После школы играли класс на класс. Сумки ставили – вот и ворота футбольные. Нас домой было не затащить! Так и вырастали большие спортсмены в советское время… Чемпионы редко рождаются в хороших условиях. Как говорил Юрий Гагарин, из ресторанов в космос не летают. Кто шёл в спорт в системе профтехобразования, в «Трудовых резервах»? Ребята из небогатых рабочих семей, часто неполных. Их воспитывала улица. Это были ребята с характером, которые могли постоять за себя, потерпеть, физически подготовленные, с развитыми морально-волевыми качествами. Им можно было сразу давать серьёзную нагрузку, с ними приятно было работать.

*** Уже переехав в Ленинград, связей с родным городом не терял. Так, когда я уже учился ленинградском техникуме физкультуры, всегда старался договариваться, чтобы проходить практику в Улан-Удэнском индустриально-педагогическом техникуме, который также входил в структуру «Трудовых резервов». Во время практики я боксировал за сборную города и республики в матчевых встречах с командами Красноярска, Иркутска. Улан-Удэ был и остаётся боксёрским городом. Факультет физического воспитания Университета Улан-Удэ (бывший педагогический институт) воспитал немало отличных боксеров и тренеров. Много лет в городе проводится престижный турнир «Байкал» памяти Виликтона Баранникова, куда приезжают боксёры из Кореи, Китая, Монголии, сильные российские боксёры из окрестных регионов. Я часто приезжал на этот турнир техническим делегатом от Федерации бокса России, был и главным судьей. Связь с родным городом стараюсь не терять и по сей день... Полное или частичное копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора Ариг Ус online

Фото из личного архива героя публикации и Федерации бокса Санкт-Петербурга

27 апреля