Партизан, разведчик, герой. Часть 2 Вторая часть воспоминаний уроженца Бурятии Вальтера Шишмарёва, который в военные годы вместе с родителями и младшей сестрой оказался на оккупированной фашистами Белоруссии.

Общество 15 мая 2022, 13:09 7206
Партизан, разведчик, герой. Часть 2
фото: из семейного архива Шишмарёвых

Публикуем вторую часть воспоминаний уроженца Бурятии Вальтера Шишмарёва, который в военные годы вместе с родителями и младшей сестрой оказался на оккупированной фашистами Белоруссии. Его отца и партизанского разведчика Иннокентия Шишмарёва немцы расстреляли за спасение врачей, снабжавших сопротивление лекарствами. Вальтер Шишмарёв сам чудом избежал смерти и в 15 лет занял место отца.

Важное задание

Командование партизан решило уничтожить опорный пункт фашистов в селе Валевка, так как немецкий гарнизон получил на вооружение два полковых миномета калибром 76 мм. Два раза посылали разведку, но никто не мог проникнуть на опорный пункт. Выполнить задание вызвался Вальтер Шишмарёв, ведь его знакомую Тамару Лазакович немцы мобилизовали поваром и медсестрой. Командир гарнизона разрешал ей раз в 10 дней ходить домой в баню и переодеваться, так что Вальтеру удалось с ней встретиться и поговорить.

«В то время я на жизнь зарабатывал изготовлением женских босоножек на деревянной подошве (ветровки по-белорусски). Имел соответствующий инструмент, обрезки кожи разных цветов. Тамара в ближайшие дни должна была прийти домой. Когда она пришла, я предложил ей сделать новые ветровки, но при условии, что окончательную примерку, подгонку я сделаю прямо у нее в опорном пункте. Ей очень захотелось получить новые ветровки, но сильно засомневалась, разрешит ли немец-комендант это сделать. Договорились, что если немец разрешит, она через старика-водовоза сообщит мне об этом. Немец никак не давал разрешения, но когда узнал, что босоножки на деревянной подошве изготавливает хлопчик-подросток по имени Вальтер, то дал разрешение на посещение. Это его сильно заинтересовало. На мое счастье, немец был владельцем небольшой сапожной мастерской и тоже носил имя Вальтер».

В назначенный день Вальтер пришел на опорный пункт. Убедившись, что командование действительно разрешило посещение, охрана пропустила его внутрь, куда не могли попасть взрослые разведчики.

«Меня тщательно обыскали и отвели к Тамаре в полуподземный бункер. В бункере была устроена кухня и столовая для гарнизона. Это были просто две большие партизанские избы, перевезенные из деревень и наполовину закопанные в землю. Я разложил инструменты на столике, примерил заготовки на ноге Тамары, сел на стул и начал прибивать их гвоздиками, пришивать украшения на них. Вдруг на мое плечо легла чья-то рука. Я обернулся. Немец! Уже довольно пожилой, грузный, с интересом наблюдал за моей работой, затем взял в руки изготовленную босоножку, повертел в руках, похлопал меня по плечу и сказал: «Гут! Гут!». Потом что-то сказал переводчице (она вошла следом за ним). Переводчица перевела, что он удивлен молодостью и мастерством сапожника. Приказал хорошенько накормить и дать еды с собой. Тамара меня капитально накормила. Налила большую миску супа, положила три котлеты, дала стакан компота. О таком обеде я даже не мечтал!».

Во время еды Вальтер расспросил Тамару и выяснил, что она кормит 46 человек, немцу и переводчице готовит отдельно, что вооружен гарнизон ружьями и пулеметами. Минометы она не видела, зато рассказала, что на днях привезли большую машину продуктов. Вальтер понял, что ожидается приезд карателей-легионеров.

«Пообедал-то я хорошо, но главного не выполнил – не видел минометов. Тогда я нашел выход из положения – попросился в туалет… Я вышел из бункера, пошел сначала направо вдоль стены, осмотрел внимательно окружающую обстановку. Обнаружил у стены полковой миномет и несколько ящиков с минами. Только повернул налево – меня остановил полицай: «Что ты здесь делаешь?». Я сказал: «Туалет ищу!». Он показал дорогу к нему. Я пошел налево и обнаружил еще один миномет. Уточнил количество пулеметов, их сектора обстрела, так как хорошо узнал оборону пункта… Тамара положила мне в торбу ковригу хлеба, кусок сала и пять конфет. На КПП меня остановили снова, тщательно обыскали, спросили, откуда харчи. Я ответил, что немец распорядился. Больше ничего выяснять не стали и вывели меня за КПП».

«Вальтер» для Вальтера

Вечером юный разведчик рассказал командиру партизанской разведки Юзику Каратаю, что удалось узнать. На следующий день домой к Шишмарёвым приехал комиссар, подробно расспросил Вальтера, остался доволен ответами и даже пообещал награду.

«А у партизан не было ни медалей, ни орденов. Не было ничего почетнее, когда командир или комиссар перед строем вручал отличившемуся партизану автомат ППД или ППШ, винтовку СВТ или просто дополнительный диск или обоймы с патронами. А так как мне было всего пятнадцать лет, то комиссар распорядился наградить меня пистолетом – мечтой всех мальчишек того времени. У Юзика нашелся небольшой дамский пистолет «Вальтер» девятой модели. Вот таким «именным» пистолетом я был награжден партизанским командованием. Представляете, какой фурор я произвел среди своих друзей. Каждый просил: «Дай пострелять!». Но я дал стрельнуть только своему лучшему другу Коле Каратай, а оставшиеся в магазине патроны расстрелял сам».

В партизанском отряде. 1944 год

Как награжденному боевым оружием, Вальтеру удалось даже сфотографироваться в числе прочих отличившихся партизан. Это случилось в апреле 1944 года. Командование партизанских отрядов получило задание с 1 мая активизироваться на железнодорожных магистралях и шоссейных дорогах и помогать наступающей Красной армии. Все понимали, что немцы скоро будут изгнаны из Белоруссии. Перед началом больших боев и, соответственно, большими потерями командир поручил бригадному разведчику Самураю добыть фотографа. Из Новогрудок привезли старичка с фотоаппаратом, который и сфотографировал лучших партизан по списку. Вальтер снялся с пулемётом своего друга Коли Бургуна и потом долго хранил фотографии и негативы как память о войне.

«Этот День Победы порохом пропах…»

«3 июля 1944 года мы радостно встретили нашу армию. Немцы, боясь нового окружения типа Минского котла, удирали практически без сопротивления. В нашей местности весь бой вылился в артиллерийскую перестрелку. Сделав всего девять выстрелов из орудий, немцы драпанули, бросив большой запас снарядов, мин, других боеприпасов и снаряжения.

День Победы я встретил в школе, когда шёл второй урок. Вдруг в селе поднялась стрельба, крики. Мы бросились к окнам. Даже сначала подумали, что это налёт банды. А это милиция от радости подняла стрельбу в воздух из всего имеющегося оружия: винтовок, автоматов, пулемётов. Все люди бросились на площадь перед сельсоветом, обнимались, смеялись и плакали. Нас, школьников, отпустили по домам. Весь день, всю ночь милиция салютовала из оружия. Ночью всё небо было расчерчено во всех направлениях трассирующими пулями, взлетали ракеты.

Свой наградной пистолет я не сдал начальнику милиции Туманову, а зарыл под огромной липой в имении немецкого колониста Ламана. Туманову сдал другой, неисправный пистолет. В 1968 году вместе с сыном Сергеем мы посетили дорогие моему сердцу места, места моей юности. Хотел вырыть из земли мой наградной пистолет, но не удалось. В имении Ламана разместилась машинно-тракторная станция, весь двор был заасфальтирован, а липа спилена из-за опасности падения».

В Бурятию Шишмарёвы вернулись в 1947 году. Здесь Вальтер Шишмарёв в 22 года окончил 10-й класс, долгое время работал с медицинским оборудованием и возглавлял «Бурятмедтехнику». Женился, в счастливом браке с Антониной Васильевной у него родились сын Сергей и дочь Елена.

Семья Вальтера Шишмарёва

С супругой Антониной на 60-летии совместной жизни

Вальтера Иннокентьевича Шишмарёва, отца, деда и прадеда не стало 19 ноября 2016 года. Он похоронен в Улан-Удэ.

Но память о нём и миллионах людей, приближавших Великую Победу, жива в наших сердцах.

27 апреля