Нет повода или не до свободы? Почему марш миллионов прошел мимо Бурятии Бурятия отметила День России. Без марша миллионов. Около ста тысяч человек собрала эта акция протеста в Москве. Ее отголоски дошли до жителей республики в виде СМС-сообщений с приглашением принять участие в столичном митинге. В самом же Улан-Удэ никаких признаков протестного настроения замечено не было. Почему митинги не популярны среди горожан?

Митинги бывают разные как по форме, так и по содержанию. В современной России их можно разделить на два вида. Первый – демонстрация поддержки. В Улан-Удэ они проводятся, как правило, на площади Советов, где в добровольно-принудительном порядке собираются студенты и работники бюджетных организаций под примерно такими лозунгами: «Мы за стабильное развитие!».
«Мы требуем перемен!» - такие лозунги звучат, как правило, на площади Революции. Именно здесь проходит второй вид митингов – акции протеста. В них принимают участие люди, как правило, с убеждениями и те, кому не терпится высказать свою непримиримую позицию власти. Правда, в отличие от Москвы, оппозиционные мероприятия в Улан-Удэ не отличаются массовостью. Почему?
Еще совсем недавно, каких-то пять-семь лет назад, непримиримые тогда оппоненты власти – профсоюзы Бурятии – были главными организаторами митингов. Они выводили на площади города сотни людей. Сегодня же руководство объединения придерживается умеренных взглядов.
- Анатолий Голых, председатель Объединения организаций профсоюзов Бурятии: Народ на улицу вывести легко, завести обратно – трудно. Сейчас в большей степени положительного решения можно добиться, сидя за столом переговоров. Не меньше протестующих в свое время собирали и коммунисты. Их взгляды по-прежнему оппозиционны. Но массовости на митингах заметно поубавилось.
- Владимир Первушкин, секретарь бурятского рескома КПРФ: Произошло некоторое затишье, но это затишье временное. И волна докатится в конечном итоге и до окраин России.И наконец, третий традиционный организатор протестных акций – несистемная оппозиция. Их митинги не отличались массовостью, однако этот недостаток с лихвой компенсировался радикальным содержанием и формой на грани эпатажа.
- Наталья Тумуреева, сопредседатель БРО «Солидарность»: Если бы люди все-таки умели объединяться, умели бы друг с другом тоже разговаривать и слышать, то тогда, наверное, было бы более массово.И все же как объяснить на первый взгляд парадокс: когда в обеспеченной и сытой Москве митинги собирают десятки тысяч недовольных, а далеко не самый богатый регион, где показатели уровня жизни – ниже среднего, а безработицы – выше, является чуть ли не примером политической стабильности.
- Татьяна Сенгеева, психолог: Свобода проявления своих каких-то правовых обязательств – это высокий уровень, это связано с высоким самосознанием. Мы пока этим не отличаемся, мы решаем более мелкие, более насущные проблемы.Так все-таки не до свободы или же пока нет повода для протеста? Опрос среди горожан на улице выявил два устойчивых ответа о причинах низкой посещаемости митингов в Улан-Удэ.
- Здесь все стабильно, поэтому не пользуется популярностью. Народ доволен. - Боятся просто люди, народ боится. Как бы их уволят потом за это все, за митинги то есть. В Бурятии все друг друга знают.И наконец, главный вопрос: как долго еще пассивное настроение будет преобладать над протестным? Основные организаторы митингов в своем мнении единодушны.
- Анатолий Голых, председатель Объединения организаций профсоюзов Бурятии: День коллективных действий в октябре месяце, вот сейчас уже готовимся к этому дню, 7 октября. - Владимир Первушкин, секретарь бурятского рескома КПРФ: Недовольство растет. Недовольство будет вызвано тем, что уже в июле месяце меняются тарифы. - Наталья Тумуреева, сопредседатель БРО «Солидарность»: Если возникнут какие-то острые опять, наболевшие вопросы, люди выйдут.